Что делать с фальшивой купюрой, полученной в банкомате?

Получить в банкомате фальшивые деньги – весьма неприятно. Такие инциденты возможны даже в устройствах крупнейших банков, хотя они сами обычно отрицают возможность подобного события. Расскажем, как подделки могут оказаться в банкомате и что делать, когда это случилось.

Подобные случаи объединены схожим финалом – никакого возмещения банкиры не выплатили. Очень часто фигурируют купюры в 5000 рублей, поскольку подделывать наивысший номинал намного выгоднее, чем «мелочь». Самое странное в этом, что купюры не настолько качественно подделаны, чтобы обмануть счетную машину или кассира банка.

Фальшивые деньги в банкомате – вполне реально

Как эти фальшивки оказываются в кассетах банкомата – вопрос интересный. Путь купюр, получаемых в банкомате держателем пластиковой карты, начинается в хранилище банка. Кассиры вскрывают привезенные из хранилища пачки банкнот и пересчитывают деньги при помощи счетчиков купюр. Эти устройства имеют валидаторы валюты. При подсчете денег их подлинность проверяется по ряду признаков. Также кассиры каждую банкноту проверяют визуально. Затем купюры помещаются в кассеты (в каждой кассете должны находиться банкноты одинакового номинала) и опечатываются. Описанные процедуры кассиры совершают всегда вдвоем, помимо этого, весь процесс фиксируется на камеру.

В общем, все банкноты проходят обязательную проверку. Также проверке подвергается и загружаемая в банкоматы иностранная валюты. Если банк пользуется программно-техническими средствами (банкоматами-терминалами), конструкцией которых предусматривается полистное вложение наличности клиентом и выдача принятых наличных денежных знаков клиенту без обработки в кредитном учреждении, то они, исходя из требований, также должны иметь опцию распознавания минимум четырех защитных машиночитаемых признаков банкнот Госбанка. Перечень данных признаков установлен соответствующим нормативным актом ЦБ.

Затем кассеты передают инкассаторам, которые приезжают к банкомату, открывают сейф банкомата, достают находящиеся в нем кассеты и устанавливают новые, опечатанные. Работают инкассаторы тоже вдвоем. По прибытию в офис кассиры вскрывают кассеты, извлеченные из банкомата, пересчитывают и проверяют купюры, потом отправляют их в хранилище.

В сети достаточно часто встречаются случаи, когда человек описывает получение в банкомате не просто фальшивой, хорошо сделанной купюры, а откровенного фэйка: банкноты из магазина «приколов» или очевидной подделки, когда даже город на банкноте другой. Как такие «произведения» попали в кассету банкомата, если она заполняется с такой тщательностью и проходит многоступенчатые проверки.

В Сбербанке комментирую возмущенные сообщения обманутых пользователей банкоматов так: «В долгой практике обслуживания банковских автоматов Сбербанка не было инцидентов, связанных с обнаружением неплатежных банкнот в кассетах диспенсера. Устройства самообслуживания Сбербанка представлены банкоматами различных производителей, но мы с уверенностью утверждаем, что процесс загрузки кассет наличностью построен так, что ситуация с попаданием в диспенсер неплатежной банкноты исключена».

«При обращении клиента с такой претензией в банке инициируется расследование «случая операционного риска», – рассказывает господин Дынин. – Переводя на понятный язык, запускается процедура, позволяющая установить детали случившегося, выявить виновных, причины, меры к предотвращению таких событий в будущем. И, конечно же, вынести решение по обращению клиента. В процедуре участвуют подразделения бизнеса, безопасности, информационных технологий, операционного блока и других. Поднимают всю доступную внутреннюю информацию, включая видеозаписи, файлы Log ATM и прочее. Скажу из практики: этот вид событий операционного риска крайне редкий - один случай на несколько миллионов транзакций.

Каждое подобное обращение уникально. Соответственно, и итоги рассмотрения каждой претензии индивидуальны. Безусловно, при некоторой прозрачности ситуации у владельца карты, действительно попавшего в такую ситуацию, есть шанс на благоприятный исход разбирательства».

Что же сотрудники банка понимают под термином «благоприятный исход»? Вы думаете, что обманутый пользователь банкомата получит назад свои деньги, очень жаль, но таких вариантов не предусмотрено, прецедентов, когда человек вернул свои деньги не зафиксировано в практике подобных эксцессов.

Признаки подлинности купюры номиналом пять тысяч

признаки подлинной купюры в 5 тысяч

В банкомат фальшивые купюры попали от плательщика

Но мы не рассказали еще об одной возможности - человек может получить подделку, загруженную в аппарат другим клиентом. Мы говорим о банкоматах, имеющих замкнутый цикл оборота наличности, технологию cash recycling. Каждое устройство, умеющее принимать деньги, оборудовано встроенным валидатором купюр, но фальшивомонетчикам уже удавалось их обманывать – такие инциденты фиксируются регулярно, а в 2013-ом многие кредитные организации даже решили отключить прием пятитысячных банкнот в своих банкоматах. Но практически всегда мошенники нацеливаются на морально устаревшие модели ATM, а устройства с замкнутым оборотом наличности относятся к самым новым и совершенным.

Так или иначе, эти банкоматы пока не сильно распространены. Так, у Альфа-Банка подобных аппаратов примерно 600 (из 3600). Зато у Сбербанка, с устройствами которого, по мнению пользователей банковских форумов, происходит большинство таких инцидентов, банкоматов с замкнутым циклом нет вообще.

Что делать с фальшивой купюрой, полученной в банкомате

К сожалению, нам нечего порекомендовать жертвам притаившихся в банкоматах фальшивок. Даже если вы сразу же выявите подделку среди полученной наличности, доказать, что вам ее выдал именно банкомат, будет почти невозможно. Единственное, чего точно не стоит делать, - пытаться ею где-нибудь расплатиться, поскольку вы при этом подпадаете под статью 186 УКРФ о фальшивомонетничестве. Несите эту купюру в любой банк: у вас ее заберут и выдадут соответствующую справку.

Конечно, это вряд ли утешит в случае потери пятитысячной купюры, но не попасть под действие УК РФ уже хорошо.

Другие статьи по теме «Банки»

Новости по теме

22 февраля 2017

Покупки за наличные средства будут ограничены на территории России

Сейчас в министерствах обсуждается вопрос сокращения объема покупок, проводимых за наличные средства. Это позволит более эффективно бороться с теневой экономикой.

22 февраля 2017

Жители России тратят больше финансовых средств при покупке и оплате услуг при помощи виртуальных карт

В соответствии с данными, предоставленными «Яндекс», оборот платежей, осуществляемых при помощи виртуальных карт, увеличился приблизительно в 4 раза, а количество платежей увеличилось в 7 раз.

22 февраля 2017

Банк ВТБ24 понизил уровень ставок по автокредитованию

Кредитная организация ВТБ24 понизила уровень ставки по автокредитованию на 13,9 процента. Уровень базовой ставки при приобретении транспортного средства с пробегом стал ниже на 2−6 процентов.

22 февраля 2017

Около 650-ти тысяч граждан РФ могут стать банкротами

Более 650-ти тысяч граждан Российской Федерации могут стать банкротами. На территории РФ насчитывается приблизительно 66,5 миллионов заемщиков.

21 февраля 2017

Подозреваемого в нападении на московских инкассаторов арестовали

Бутырским районным судом в Москве было принято решение арестовать Азнаура Шашева и держать под стражей до 13-го апреля. Он подозревается в совершении нападения на столичные инкассаторы в районе Отрадного.

Пресс-релизы по теме

Перерыв в обслуживании карт:     26 февраля с 03:00 до 07:00 (время московское)
Уважаемые клиенты! Информируем вас о том, что в ночь с 25.02 на 26.02.2017 в промежутке с 03:00 до 07:00 (время московское) будут проводиться работы по обслуживанию систем банка.
22 февраля 2017
График работы клиентских центров «Почта Банка» в период февральских праздников
Уважаемые клиенты, сообщаем вам о режиме работы клиентских центров «Почта Банка» во время предстоящих выходных.
22 февраля 2017
«Удобная дата» РосЕвроБанка вошла в первую десятку рейтинга вкладов в долларах США в банках топ-100
«Удобная дата» РосЕвроБанка вошла в первую десятку рейтинга вкладов в долларах США в банках топ-100
22 февраля 2017
Информационное сообщение для Клиентов о порядке обработки платежей в период с 23.02.2017 по 26.02.2017 г.
Уважаемые клиенты! Обратите внимание, что внешние платежи, отправленные в период с 23.02.2017г, по 26.02.2017г. будут исполнены 27.02.2017г.
22 февраля 2017
Банк «Левобережный» ввел специальные тарифы на валютные операции для VIP-клиентов
В рамках VIP-программы Persona grata клиенты Банка «Левобережный» получили возможность на льготных условиях пользоваться сервисом Quik и совершать переводы иностранной валюты по системе SWIFT. 
22 февраля 2017