Интернет банкинг в России

Численность пользователей интернет-банкинга в РФ за последний год возросла на 51%, передает аналитическая компания Markswebb. По данным социологов, в настоящее время онлайн-банкингом для физлиц пользуются 66% россиян, выходящих в Сеть (23,3 миллиона человек). Отечественные банки начали лучше информировать людей о возможности избежать посещения офиса, а также значительно расширили перечень услуг в онлайн-режиме.

Услуги банка онлайн

Отечественные финансовые учреждения в своих интернет-банках традиционно предоставляют пользователям различную справочную информацию. Но, к примеру, выдавать кредиты в режиме онлайн пока рискуют только отдельные банки. Оформление депозитов в Российской Федерации пока тоже требует похода в банковский офис. Исключением являются только «виртуальные» финансовые организации, такие как Банк Тинькофф. Вся поддержка потребителей осуществляется там удаленно, все услуги можно получить онлайн, зато и линейка продуктов намного беднее в сравнении с предложениями крупных банков.

Исходя из отчета Центробанка о развитии банковской сферы и надзора в 2014-ом, тренд последних лет к сокращению числа действующих кредитных учреждений сохранился. За 2014-ый оно снизилось на 89, до 834 штук. При этом большие многофилиальные банки в прошлом году продолжили оптимизировать внутренние региональные подразделения. Общее число внутренних структурных отделений кредитных организаций сократилось на 1582 штуки и на январь сего года составило 41794 (аналогичный показатель 2014-го - 43376). При этом количество дополнительных офисов уменьшилось с 24486 до 23301, ККО - с 2463 до 2289, операционных касс вне кассового узла - с 7844 до 6735. Одновременно возросло число операционных офисов, до 9273 (было 8436), и ППКО - с 146 до 196.

И хотя количество структурных подразделений банков на душу населения уменьшилось, индекс общей обеспеченности банковскими продуктами у большей части регионов не изменился с начала 2014-го.

Крупные банки меняют принципы взаимодействия с клиентами. Естественно, полностью в Интернет онлайн банки не уйдут, но сокращение офисов запланировано, что вызвано именно тем, что существенно расширяется комплекс услуг, которые предоставляются посредством онлайн-банкинга.

Банк онлайн — возможности интернет банкинга

Алексей Скобелев, являющийся гендиректором аналитической фирмы Markswebb, считает, что успешность переноса взаимодействия с клиентурой в онлайн определяется, помимо прочего, готовностью значительной доли граждан переносить в Интернет различные сферы жизни, в частности, финансовую.

интернет банкинг в России - услуги банка онлайнОнлайн-банк сокращает издержки и кредитной организации, и клиентов. Технологии опробованы, с успехом внедрены во многих государствах, в том числе и в нашем, накоплена и юридическая практика. «Банк, который развивает онлайн-услуги, будет в среднесрочной перспективе более успешным по сравнению с банком, использующим только традиционные каналы обслуживания: контакт-центр, офисы, - говорит господин Скобелев. - Но переход в Интернет сопряжен с серьезными капитальными затратами. Изменение бизнес-процессов, IT-инфраструктуры, культуры менеджмента в целом... Эти все процессы происходят постепенно, и нет гарантий, что все задуманное получится на практике. Ряд банков из-за нехватки ресурсов элементарно не способен перейти в онлайн или делает это очень медленно.

Господин Скобелев подчеркивает, что есть продукты банков, где онлайн не может стать важным каналом обслуживания и продаж: «Ипотека - продукт для клиента сложный, люди предпочитают личное общение с консультантом просто по той причине, что не готовы доверить интернет-каналам одно из важнейших решений в жизни. Кроме того, бизнес может фокусироваться на категориях населения, не являющихся опытными пользователями Всемирной паутины - на пенсионерах, жителях маленьких населенных пунктов или малообеспеченных гражданах. Для многих из них интернет-обслуживание не является плюсом».

Управление счетом онлайн

Сегодня уровень доверия к осуществлению финансовых операций в Сети разнится в зависимости от финансового продукта. Люди не против получать информацию по счетам и картам, переводить средства между счетами в рамках одного банка. Но даже совершать обычные платежи по государственным услугам онлайн желающих уже не так много, граждане опасаются, что онлайн платеж потеряется, а без распечатки с банковской отметкой и чеком доказать факт оплаты труднее (на практике - всего лишь дольше). Данный стереотип, об опасностях управления счетом онлайн, является следствием недостаточной финансовой грамотности россиян, и он препятствует развитию безналичного оборота, а не только банковского интернет-обслуживания.

Онлайн банкинг через Интернет

Быстрое увеличение численности пользователей онлайн-банкинга в России в 2014-ом аналитики объясняют ростом проникновения удаленных банковских сервисов в аудиторию Сети - с 55% в декабре 2013-го до 66% в декабре 2014-го, и увеличением самой аудитории Интернета больше чем на 20%.

Если говорить о клиентуре мобильного банкинга (приложения для планшетов и смартфонов), то, по данным Markswebb, она за год возросла на 58% и в октябре 2014-го насчитывала 17 миллионов человек. В настоящее время вся лидирующая тридцатка банков России без исключения предоставляет услуги мобильного банка через Интернет. При этом мобильным банком россияне пользуются не так активно, как интернет-банком. И через телефон чаще всего оплачивают услуги сотовой связи.

Доля онлайн-пользователей, оплачивавших сотовую связь онлайн через Интернет (через мобильные банки, интернет-банки, электронными деньгами или пластиковой картой онлайн), возросла за год (цифры на конец 2014-го) с 42 до 52%. Доля людей, выбирающих оффлайн при оплате мобильников (банкоматы, терминалы, салоны связи и прочее), сократилась за год с 48 до 39%.

Доля интернет-клиентов, оплачивающих в онлайне через Интернет коммунальные услуги, выросла за год с 27 до 38%. Самой оффлайновой остается оплата госпошлин - процент интернет-пользователей, которые предпочитают здесь банковские отделения, терминалы и другие оффлайновые точки, снижается медленно и остается большим - более 66%.

Сервисы онлайн банкинга

Статистика заставляет банки развивать свои сервисы. Кто-то кардинально меняет политику - так, «Уралсиб» недавно сообщил о закрытии до 15% офисов. Банкиры считают, что это поможет значительно увеличить долю транзакций через ДБО. «Мы планируем намного снизить трафик в офисах и производить больше транзакций через интернет-банкинг, причем не информационных операций, а операционных - это получение кредита, открытие депозитов, продажа страховок, подключение услуг, перевыпуск и блокировка карт, бонусные программы», - рассказывает Михаил Воронько, возглавляющий департамент электронных сервисов и маркетинга банка «Уралсиб». Финорганизация переводит управление почти всеми сервисами на дистанционное обслуживание.

Полностью становиться виртуальным банком «Уралсиб» не намеревается, но обслуживание в его онлайн-банке будет, по словам сотрудников, максимально комфортным. Получить кредит или открыть вклад станет возможно из дома. Помимо этого, раньше для подключения к ДБО требовалось посетить банк, а сейчас можно просто вбить номер карты финансовые учреждения в Интернет, нажать «ОК», и подключение совершится автоматически - на телефон пришлют пароль и логин.

Важнейшим моментом для держателей пластиковых карточек является безопасность. Потеряв пластик, приходится звонить в колл-центр, объяснять оператору, каким образом это произошло, говорить «секретное слово». Блокировка карты в личном кабинете видится наиболее быстрым и комфортным вариантом. Интернет-заявка на перевыпуск карточки тоже вещь нужная. Постоянно сталкиваясь с нехваткой времени, граждане пытаются найти самые эффективные технологии. И в этой ситуации интернет банкинг онлайн видится оптимальным решением, которое одинаково удобно и клиенту и банку.

Размещение на сайтах банков специальных калькуляторов, при помощи которых можно подобрать интересующий продукт и тут же посчитать, на каких условиях возможно им воспользоваться, значительно повышает интерес к кредитному учреждению. Оформление онлайн-заявки и отслеживание ее состояния в Сети (одобрена или отклонена) облегчают и работу банковских сотрудников. Зная профиль и кредитоспособность клиента, банки делают ему индивидуальные предложения. Ставки по кредитам часто понижаются для клиентов с низким рисков дефолта, им же предлагают повышенные лимиты.

Посещение интернет-магазинов стало уже обыденным делом для россиян. Согласно одному из аналитических докладов, который был опубликован в декабре 2014-го, в Интернете делают покупки 30 миллионов россиян. С 2008-го количество пластиковых карточек на одного россиянина возросло на 133% - сегодня на одного гражданина приходится условно полторы карточки. При этом через онлайн-банк хотя бы единожды в месяц оплачивают что-нибудь 11,7 миллионов человек, по банковскому пластику в онлайн - 8,9 миллионов, через электронный кошелек - 7 миллионов.

Разнообразие вариантов платежей ведет к унификации сервисов. Интерфейсы общения с банками максимально упрощаются - мобильный банкинг, интернет-банкинг, устройства самообслуживания в отделениях обладают идентичными функциями и внешним видом. Банки оборудуют отделения демонстрационными устройствами - в сущности, обычными ноутбуками, и консультант может показать всем желающим, как пользоваться онлайн-банком.

Реализации всего комплекса обслуживания клиентов в онлайн банках помогает сегментация. Использование сервиса «Клиент-Банк» дает возможность осуществлять переводы и платежи, получать выписки по счетам без посещения банка. Если раньше банкиры инициировали и ждали приход клиента в отделение, чтобы предложить ему дополнительные услуги, то сейчас им легче отправить курьера, готового приехать для заключения договора в место, выбранное клиентом.

«Сфера финансовых технологий развивается очень быстро, - говорит господин Воронько. - В 2014-ом в мире в нее инвестировано приблизительно $6,8 миллиардов, то есть практически втрое больше, нежели в 2013-ом. Это является следствием происходящих мировых изменений в розничном банковском секторе, которые обусловлены переходом в Интернет все большего числа клиентов. Здесь есть огромный потенциал для внедрения и развития новых идей».

Банковский рынок явно меняется. В кризис, фактически закрывший для нашего банковского сектора внешние рынки и лишивший его привычного фондирования, банкиры начали интенсивнее пользоваться внутренними источниками, в том числе более активно работать с вкладами физлиц, что особенно важно для региональных кредитных организаций. Условия для инноваций и оптимизации очень подходящие - запрос на максимально широкий дистанционный банковский сервис воспринят и исполняется.

Другие статьи по теме «Банки»

Новости по теме

22 февраля 2017

Покупки за наличные средства будут ограничены на территории России

Сейчас в министерствах обсуждается вопрос сокращения объема покупок, проводимых за наличные средства. Это позволит более эффективно бороться с теневой экономикой.

22 февраля 2017

Жители России тратят больше финансовых средств при покупке и оплате услуг при помощи виртуальных карт

В соответствии с данными, предоставленными «Яндекс», оборот платежей, осуществляемых при помощи виртуальных карт, увеличился приблизительно в 4 раза, а количество платежей увеличилось в 7 раз.

22 февраля 2017

Банк ВТБ24 понизил уровень ставок по автокредитованию

Кредитная организация ВТБ24 понизила уровень ставки по автокредитованию на 13,9 процента. Уровень базовой ставки при приобретении транспортного средства с пробегом стал ниже на 2−6 процентов.

22 февраля 2017

Около 650-ти тысяч граждан РФ могут стать банкротами

Более 650-ти тысяч граждан Российской Федерации могут стать банкротами. На территории РФ насчитывается приблизительно 66,5 миллионов заемщиков.

21 февраля 2017

Подозреваемого в нападении на московских инкассаторов арестовали

Бутырским районным судом в Москве было принято решение арестовать Азнаура Шашева и держать под стражей до 13-го апреля. Он подозревается в совершении нападения на столичные инкассаторы в районе Отрадного.

Пресс-релизы по теме

График работы клиентских центров «Почта Банка» в период февральских праздников
Уважаемые клиенты, сообщаем вам о режиме работы клиентских центров «Почта Банка» во время предстоящих выходных.
22 февраля 2017
«Удобная дата» РосЕвроБанка вошла в первую десятку рейтинга вкладов в долларах США в банках топ-100
«Удобная дата» РосЕвроБанка вошла в первую десятку рейтинга вкладов в долларах США в банках топ-100
22 февраля 2017
Информационное сообщение для Клиентов о порядке обработки платежей в период с 23.02.2017 по 26.02.2017 г.
Уважаемые клиенты! Обратите внимание, что внешние платежи, отправленные в период с 23.02.2017г, по 26.02.2017г. будут исполнены 27.02.2017г.
22 февраля 2017
Банк «Левобережный» ввел специальные тарифы на валютные операции для VIP-клиентов
В рамках VIP-программы Persona grata клиенты Банка «Левобережный» получили возможность на льготных условиях пользоваться сервисом Quik и совершать переводы иностранной валюты по системе SWIFT. 
22 февраля 2017
В Банке «Левобережный» проходит акция для предприятий Новосибирской области
Банк «Левобережный» проводит акцию для корпоративных клиентов - компаний, зарегистрированных на территории районов Новосибирской области – снижена плата за подключение интернет-банка.
22 февраля 2017