Интернет банкинг в России

Численность пользователей интернет-банкинга в РФ за последний год возросла на 51%, передает аналитическая компания Markswebb. По данным социологов, в настоящее время онлайн-банкингом для физлиц пользуются 66% россиян, выходящих в Сеть (23,3 миллиона человек). Отечественные банки начали лучше информировать людей о возможности избежать посещения офиса, а также значительно расширили перечень услуг в онлайн-режиме.

Услуги банка онлайн

Отечественные финансовые учреждения в своих интернет-банках традиционно предоставляют пользователям различную справочную информацию. Но, к примеру, выдавать кредиты в режиме онлайн пока рискуют только отдельные банки. Оформление депозитов в Российской Федерации пока тоже требует похода в банковский офис. Исключением являются только «виртуальные» финансовые организации, такие как Банк Тинькофф. Вся поддержка потребителей осуществляется там удаленно, все услуги можно получить онлайн, зато и линейка продуктов намного беднее в сравнении с предложениями крупных банков.

Исходя из отчета Центробанка о развитии банковской сферы и надзора в 2014-ом, тренд последних лет к сокращению числа действующих кредитных учреждений сохранился. За 2014-ый оно снизилось на 89, до 834 штук. При этом большие многофилиальные банки в прошлом году продолжили оптимизировать внутренние региональные подразделения. Общее число внутренних структурных отделений кредитных организаций сократилось на 1582 штуки и на январь сего года составило 41794 (аналогичный показатель 2014-го - 43376). При этом количество дополнительных офисов уменьшилось с 24486 до 23301, ККО - с 2463 до 2289, операционных касс вне кассового узла - с 7844 до 6735. Одновременно возросло число операционных офисов, до 9273 (было 8436), и ППКО - с 146 до 196.

И хотя количество структурных подразделений банков на душу населения уменьшилось, индекс общей обеспеченности банковскими продуктами у большей части регионов не изменился с начала 2014-го.

Крупные банки меняют принципы взаимодействия с клиентами. Естественно, полностью в Интернет онлайн банки не уйдут, но сокращение офисов запланировано, что вызвано именно тем, что существенно расширяется комплекс услуг, которые предоставляются посредством онлайн-банкинга.

Банк онлайн — возможности интернет банкинга

Алексей Скобелев, являющийся гендиректором аналитической фирмы Markswebb, считает, что успешность переноса взаимодействия с клиентурой в онлайн определяется, помимо прочего, готовностью значительной доли граждан переносить в Интернет различные сферы жизни, в частности, финансовую.

интернет банкинг в России - услуги банка онлайнОнлайн-банк сокращает издержки и кредитной организации, и клиентов. Технологии опробованы, с успехом внедрены во многих государствах, в том числе и в нашем, накоплена и юридическая практика. «Банк, который развивает онлайн-услуги, будет в среднесрочной перспективе более успешным по сравнению с банком, использующим только традиционные каналы обслуживания: контакт-центр, офисы, - говорит господин Скобелев. - Но переход в Интернет сопряжен с серьезными капитальными затратами. Изменение бизнес-процессов, IT-инфраструктуры, культуры менеджмента в целом... Эти все процессы происходят постепенно, и нет гарантий, что все задуманное получится на практике. Ряд банков из-за нехватки ресурсов элементарно не способен перейти в онлайн или делает это очень медленно.

Господин Скобелев подчеркивает, что есть продукты банков, где онлайн не может стать важным каналом обслуживания и продаж: «Ипотека - продукт для клиента сложный, люди предпочитают личное общение с консультантом просто по той причине, что не готовы доверить интернет-каналам одно из важнейших решений в жизни. Кроме того, бизнес может фокусироваться на категориях населения, не являющихся опытными пользователями Всемирной паутины - на пенсионерах, жителях маленьких населенных пунктов или малообеспеченных гражданах. Для многих из них интернет-обслуживание не является плюсом».

Управление счетом онлайн

Сегодня уровень доверия к осуществлению финансовых операций в Сети разнится в зависимости от финансового продукта. Люди не против получать информацию по счетам и картам, переводить средства между счетами в рамках одного банка. Но даже совершать обычные платежи по государственным услугам онлайн желающих уже не так много, граждане опасаются, что онлайн платеж потеряется, а без распечатки с банковской отметкой и чеком доказать факт оплаты труднее (на практике - всего лишь дольше). Данный стереотип, об опасностях управления счетом онлайн, является следствием недостаточной финансовой грамотности россиян, и он препятствует развитию безналичного оборота, а не только банковского интернет-обслуживания.

Онлайн банкинг через Интернет

Быстрое увеличение численности пользователей онлайн-банкинга в России в 2014-ом аналитики объясняют ростом проникновения удаленных банковских сервисов в аудиторию Сети - с 55% в декабре 2013-го до 66% в декабре 2014-го, и увеличением самой аудитории Интернета больше чем на 20%.

Если говорить о клиентуре мобильного банкинга (приложения для планшетов и смартфонов), то, по данным Markswebb, она за год возросла на 58% и в октябре 2014-го насчитывала 17 миллионов человек. В настоящее время вся лидирующая тридцатка банков России без исключения предоставляет услуги мобильного банка через Интернет. При этом мобильным банком россияне пользуются не так активно, как интернет-банком. И через телефон чаще всего оплачивают услуги сотовой связи.

Доля онлайн-пользователей, оплачивавших сотовую связь онлайн через Интернет (через мобильные банки, интернет-банки, электронными деньгами или пластиковой картой онлайн), возросла за год (цифры на конец 2014-го) с 42 до 52%. Доля людей, выбирающих оффлайн при оплате мобильников (банкоматы, терминалы, салоны связи и прочее), сократилась за год с 48 до 39%.

Доля интернет-клиентов, оплачивающих в онлайне через Интернет коммунальные услуги, выросла за год с 27 до 38%. Самой оффлайновой остается оплата госпошлин - процент интернет-пользователей, которые предпочитают здесь банковские отделения, терминалы и другие оффлайновые точки, снижается медленно и остается большим - более 66%.

Сервисы онлайн банкинга

Статистика заставляет банки развивать свои сервисы. Кто-то кардинально меняет политику - так, «Уралсиб» недавно сообщил о закрытии до 15% офисов. Банкиры считают, что это поможет значительно увеличить долю транзакций через ДБО. «Мы планируем намного снизить трафик в офисах и производить больше транзакций через интернет-банкинг, причем не информационных операций, а операционных - это получение кредита, открытие депозитов, продажа страховок, подключение услуг, перевыпуск и блокировка карт, бонусные программы», - рассказывает Михаил Воронько, возглавляющий департамент электронных сервисов и маркетинга банка «Уралсиб». Финорганизация переводит управление почти всеми сервисами на дистанционное обслуживание.

Полностью становиться виртуальным банком «Уралсиб» не намеревается, но обслуживание в его онлайн-банке будет, по словам сотрудников, максимально комфортным. Получить кредит или открыть вклад станет возможно из дома. Помимо этого, раньше для подключения к ДБО требовалось посетить банк, а сейчас можно просто вбить номер карты финансовые учреждения в Интернет, нажать «ОК», и подключение совершится автоматически - на телефон пришлют пароль и логин.

Важнейшим моментом для держателей пластиковых карточек является безопасность. Потеряв пластик, приходится звонить в колл-центр, объяснять оператору, каким образом это произошло, говорить «секретное слово». Блокировка карты в личном кабинете видится наиболее быстрым и комфортным вариантом. Интернет-заявка на перевыпуск карточки тоже вещь нужная. Постоянно сталкиваясь с нехваткой времени, граждане пытаются найти самые эффективные технологии. И в этой ситуации интернет банкинг онлайн видится оптимальным решением, которое одинаково удобно и клиенту и банку.

Размещение на сайтах банков специальных калькуляторов, при помощи которых можно подобрать интересующий продукт и тут же посчитать, на каких условиях возможно им воспользоваться, значительно повышает интерес к кредитному учреждению. Оформление онлайн-заявки и отслеживание ее состояния в Сети (одобрена или отклонена) облегчают и работу банковских сотрудников. Зная профиль и кредитоспособность клиента, банки делают ему индивидуальные предложения. Ставки по кредитам часто понижаются для клиентов с низким рисков дефолта, им же предлагают повышенные лимиты.

Посещение интернет-магазинов стало уже обыденным делом для россиян. Согласно одному из аналитических докладов, который был опубликован в декабре 2014-го, в Интернете делают покупки 30 миллионов россиян. С 2008-го количество пластиковых карточек на одного россиянина возросло на 133% - сегодня на одного гражданина приходится условно полторы карточки. При этом через онлайн-банк хотя бы единожды в месяц оплачивают что-нибудь 11,7 миллионов человек, по банковскому пластику в онлайн - 8,9 миллионов, через электронный кошелек - 7 миллионов.

Разнообразие вариантов платежей ведет к унификации сервисов. Интерфейсы общения с банками максимально упрощаются - мобильный банкинг, интернет-банкинг, устройства самообслуживания в отделениях обладают идентичными функциями и внешним видом. Банки оборудуют отделения демонстрационными устройствами - в сущности, обычными ноутбуками, и консультант может показать всем желающим, как пользоваться онлайн-банком.

Реализации всего комплекса обслуживания клиентов в онлайн банках помогает сегментация. Использование сервиса «Клиент-Банк» дает возможность осуществлять переводы и платежи, получать выписки по счетам без посещения банка. Если раньше банкиры инициировали и ждали приход клиента в отделение, чтобы предложить ему дополнительные услуги, то сейчас им легче отправить курьера, готового приехать для заключения договора в место, выбранное клиентом.

«Сфера финансовых технологий развивается очень быстро, - говорит господин Воронько. - В 2014-ом в мире в нее инвестировано приблизительно $6,8 миллиардов, то есть практически втрое больше, нежели в 2013-ом. Это является следствием происходящих мировых изменений в розничном банковском секторе, которые обусловлены переходом в Интернет все большего числа клиентов. Здесь есть огромный потенциал для внедрения и развития новых идей».

Банковский рынок явно меняется. В кризис, фактически закрывший для нашего банковского сектора внешние рынки и лишивший его привычного фондирования, банкиры начали интенсивнее пользоваться внутренними источниками, в том числе более активно работать с вкладами физлиц, что особенно важно для региональных кредитных организаций. Условия для инноваций и оптимизации очень подходящие - запрос на максимально широкий дистанционный банковский сервис воспринят и исполняется.

Другие статьи по теме «Банки»

Новости по теме

02 декабря 2016

Банк России планирует создать собственную лабораторию по компьютерной криминалистике

Банк России планирует создать собственную лабораторию, которая будет заниматься компьютерной криминалистикой.

02 декабря 2016

По программам лояльности в рамках кредитных соглашений льготы по налогу НДФЛ использоваться не будут

В недавнем времени в системе «Гарант» было размещено письмо Министерства финансов, которое разъясняет нормы налогового кодекса Российской Федерации, обретающие законную силу с начала следующего года.

01 декабря 2016

Санируемые банки могут списывать свои субординированные займы

Верховный суд не обнаружил нарушений в том, что банковские учреждения, которые находятся в процессе оздоровления, занимаются списанием субординированных займов в одностороннем порядке.

01 декабря 2016

«Коллекторский закон» заставит агентства искать новые способы работы с долгами

Федеральный закон, касающийся прав и законных интересов физлиц при выполнении действий по возврату просроченной задолженности, будет вынужден заняться поиском новых путей решения для эффективной работы с долгами.

01 декабря 2016

Все СРО будут отчитываться перед Центробанком

Совсем недавно на сайте Банка России был размещен проект указания, в котором указывались требования к форме, содержанию, срокам и порядку предоставления отчетности СРО в области финансового рынка.

Пресс-релизы по теме

Уведомление клиентов Ростовского Филиала №2 ПАО «БИНБАНК» о реорганизации и изменении реквизитов банка
Уважаемые клиенты!Настоящим сообщаем, что 18 ноября 2016 года Публичное Акционерное Общество «БИНБАНК» (ПАО «БИНБАНК», ОГРН 1027700159442, ИНН 7731025412, местонахождение: 109004, г. Москва, Известковый переулок, д.
02 декабря 2016
О прекращении выпуска банковских карт АО "Меткомбанк"
Уважаемые клиенты! Информируем вас о том, что с октября 2016 года новым владельцем АО «Меткомбанк» является ПАО «Совкомбанк» - один из наиболее успешных универсальных банков в России, входящий в ТОП-20 по размеру активов.
02 декабря 2016
Банк «Левобережный» запустил льготную программу ипотечного кредитования с первоначальным взносом от 5%
Банк «Левобережный» запустил ипотечную программу для работников социально значимых сфер деятельности – здравоохранения, образования, силовых структур и государственного управления.
02 декабря 2016
Сообщение о существенном факте
Сообщение о существенном факте 1. Общие сведения 1.1. Полное фирменное наименование эмитента (для некоммерческой организации - наименование) Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (публичное акционерное общество) 1.2.
02 декабря 2016
Банк ЗЕНИТ установил кредитную линию компании CARCADE на 400 млн рублей
Банк ЗЕНИТ предоставил невозобновляемую кредитную линию российской автолизинговой компании CARCADE (ООО «Каркаде») на 400 млн рублей. Соответствующее соглашение стороны подписали 25 ноября 2016 года.
02 декабря 2016