Подобрать кредитную карту

Кредитный лимит от

Обслуживание банковских пластиковых карт

Вопрос обслуживания банковских карт довольно актуален, так ка число пользователей данного продукта растет, в том числе и за счет держателей зарплатных карт, пенсионеров, получающих пенсию на карточку и других слоев населения, которые «считают каждую копейку». А проблема в следующем, иногда с карты списывается небольшой остаток, если активность по карте не была зафиксирована в течение какого-то срока, в среднем от двух до шести месяцев. Банки не воруют средства клиентов – это чревато уголовным наказанием и пагубно для деловой репутации, но сделать себе подарочек банк вполне может, для этого нужно лишь позаботиться о соответствующем условии в правилах. Попробуем разобраться, в каких случаях кредитные организации дарят себе средства держателей кредитных карточек.

«Опять Тинькофф Банк, - жалуется в Фейсбуке один из клиентов. – На этот раз они творят странное…» Проблема состояла в том, что владелец кредитки Тинькофф Банка не использовал ее долгое время, аккуратно оплачивая обслуживание. И неожиданно обнаружил, что хранившиеся на ней 3,5 рубля собственных денег банк списал в свою пользу.

В колл-центре банка клиенту объяснили подобное списание отсутсвием активности по счету, ссылаясь направила обслуживания пластиковых карт.

В Банке ТКС подтвердили, что подобное условие в общих правилах оформления и обслуживания кредитных карточек действительно есть, причем действует оно еще с 2010-го: «При неполучении Банком распоряжения Картодержателя о переводе денег в течение 120 дней с момента обработки последней операции Картодержателя, а также если остаток денег не превышает 200 рублей, то указанный остаток безвозмездно передается Банку». Представители Тинькофф Банка уверяют, что данная практика не противоречит российскому законодательству.

Правила обслуживания пластиковых карт

правила обслуживания пластиковых банковских картИнструкция ЦБ от 30.05.2014 г. №153-И предписывает возвратить клиенту его деньги при прекращении договора счета. Если же средства остаются невостребованными на протяжении двух месяцев, их необходимо перечислить на спецсчет в ЦБРФ. Но тут ситуация иная - договор не прекращает действовать.

«Смысл данной меры для банка заключается в том, чтобы можно было закрыть неиспользуемые счета и не тратить средства на их обслуживание, – пояснили в Альфа-Банке. – У договора кредитной карты нет срока действия, и однажды выясняется, что держатель пластиковой карты давно перестал использовать пластик, задолженность отсутствует, но договор формально еще действует. Поручение, оформляемое при подписании договора, позволяет закрывать такой договор без посещения клиентом офиса кредитного учреждения. Это удобно всем: банку не нужно продолжать обслуживание договора, который уже не активен; пользователю подобный неактивный договор способен однажды помешать получить новый кредит, к примеру, ипотечный, так как лимит кредитки будет учитываться при оценке его долговой нагрузки».

По утверждению Дмитрия Волосова, управляющего партнера юридической фирмы «ЦБК», «существует безусловное правило, которое установлено в статье 845 ГКРФ (2-й и 3-й пункты): кредитная организация гарантирует право клиентов беспрепятственно распоряжаться деньгами на счете, она не вправе контролировать и определять направления использования денег клиентов и устанавливать иные не предусмотренные договором счета или законом ограничения их прав распоряжаться деньгами по своему усмотрению».

Соответствует ли это закону или нет, но подобный подход не нравится многим клиентам. И большинство банкиров это понимают. «В нашем банке до прекращения договора никакие списания собственных средств держателей карт со счета кредитки не совершаются, – рассказывает Артур Согомонян, возглавляющий направление бизнес-проектов и портфельного менеджмента ОТП Банка. – При прекращении договора и наличии какой-то суммы собственных денег клиента на счете банк в соответствии с заявлением на расторжение договора отправляет остаток средств, за минусом комиссии за перевод, по реквизитам, указанным клиентом, или выдает их в кассе банка. Мы считаем, что практика списаний с неактивного счета не может считаться клиент ориентированным подходом».

В банке ВТБ24 также не допускают списания средств с «замерших» карточек, но в нем не считают это нарушением каких-либо правил. «Данная практика в банковской сфере не распространена, – говорит Александр Бородкин, возглавляющий управление пластиковых карт ВТБ24. – Многие берут комиссию за обслуживание счета, у кого-то эта плата зависит от неактивности/активности клиента. Если такой нюанс был отражен в договоре, который потребитель подписал, и до клиента было доведено это условие, ничего плохого в этой практике не нахожу».

«Мы берем комиссию за ведение счета при отсутствии операций по счету на протяжении двух месяцев с даты истечения периода действия/закрытия карт), – рассказывает Дмитрий Лепехин, возглавляющий управление развития дебетовых карт банка «Открытие». – Бывает так, что владельцы дебетовых карт, прекращая сотрудничество с банком, не закрывают договори на балансе остаются незначительные суммы. Для очистки таких «спящих счетов» и используется такая практика. Если говорить о кредитных картах, то в основном клиенты их закрывают. Следовательно, для владельцев кредиток этот вопрос неактуален».

Альфа-Банк поддержал Тинькофф Банк в вопросе методов «зачистки» «спящих счетов», но эту сомнительную процедуру они используют в целях PR - деньги перечисляются на благотворительные счета. «При оформлении договора на кредитный пластик мы предлагаем клиентам подписать поручение, в соответствии с которым при определенном времени неактивности держателя карточки, отсутствии задолженности и несущественном остатке собственных денег на счете кредитки банк перечисляет данный остаток в фонд «Линия жизни», помогающий тяжелобольным детям. После этого договор и счет закрываются. Срок неактивности - от полугода до двух лет, все зависит от продукта. Перечисление происходит, если остаток собственных денег не превышает 1000 рублей. При этом пользователь может в любое время изменить реквизиты для перечисления денег, обратившись в банк с заявлением», – сообщили в Альфа-Банке.

Не станем называть такие действия банкиров воровством у клиентов, поскольку речь все же идет о незначительных суммах, да и для подобной «зачистки» счетов у банкиров есть веские основания. Но о подобных мероприятиях необходимо оповещать клиента и, в идеале, получать его согласие. В итоге у клиента, лишившегося таким образом нескольких десятков рублей, обязательно останется ощущение, что его обманули, даже если ему укажут на четко сформулированное условие правил обслуживания карточек.

Другие статьи по теме «Кредитные карты»

Рекомендуемые кредитные карты банков России

Новости по теме

27 июня 2017

На территории Томской области была пресечена незаконная банковская деятельность

Работники правоохранительных органов в Томской области произвели задержание организаторов преступной группы, которая занималась незаконной банковской деятельностью.

27 июня 2017

Банк «Возрождение» заявил о запуске нового сервиса под названием «Возврат налогов»

Розничные клиенты финансового учреждения «Возрождение» теперь смогут воспользоваться новой услугой банка «Возврат налогов». Об этом стало известно из сообщения банковского учреждения.

27 июня 2017

Банк «Открытие» понизил уровень ставок по продуктам ипотечного кредитования

Кредитная организация «Открытие» понизила уровень ставок по действующим программам ипотечного кредитования от 1,25 до 1,5 процента.

27 июня 2017

ФАС собирается исключить двойную банковскую комиссию для россиян при оплате услуг ЖКХ

Андрей Кашеваров, являющийся заместителем главы ФАС, сообщил во время проведения пресс-конференции о том, что антимонопольный орган намерен исключить оплату россиянами двойного размера банковской комиссии во время оплаты услуг ЖКХ.

26 июня 2017

Россияне стали чаще пользоваться банковскими картами

В сообщении регулятора, размещенном на официальном портале, указывается, что вместе с увеличением количества и объема безналичных расчетов по картам увеличилось и количество используемых россиянами карт.