К списку новостей
#VBR_ТОП_новости

ВТБ придумал новый способ избавиться от имущества должников

Машины, дома, квартиры — всё уйдёт с молотка. Новый маркетплейс для продажи имущества должников запускает ВТБ. Для покупателя это возможность взять жильё или авто со скидкой, а заодно оформить кредит или ипотеку прямо на площадке ВТБ. Но зачем банку потребовалась отдельная платформа для распродажи и почему бы не прибегнуть к старому доброму аукциону?

ВТБ сообщил о планах запустить в 2020 году маркетплейс — интернет-площадку, где банк будет продавать имущество должников. В банковском мире это называется непрофильные активы — дома, квартиры, автомобили, которые финансовая организация берёт в залог у клиента. А когда должник не может выплатить кредит, то имущество переходит кредитору.

Квартира и кредит вдогонку

Для участников площадки — это возможность купить любой тип выставленной на торги недвижимости или машин со скидкой. Так как обычно банки делают дисконт на реализуемое имущество, купить жилье можно дешевле. А покупателями могут стать не только клиенты банка.

Кроме того, ВТБ обещает помощь с регистрацией покупки, переездом и ремонтом. Если у вас, допустим, нет возможности купить трёшку бывшего должника, пусть и с хорошей скидкой, банк предложит вам ипотеку прямо на торговой площадке. При этом кредитора можно выбрать самому — это не обязательно будет ВТБ. Банк собирается подключить другие кредитные организации к выдаче займов на своём маркетплейсе. Участвовать смогут любые банки. А вот реализовывать непрофильные активы — то есть, продавать имущество своих должников — нет.

Залоги нужно продавать

Председатель правления банка Анатолий Печатников рассказал РБК, что у ВТБ большой объем залогового кредитования. Финорганизация изымает за долги машины, частную и коммерческую недвижимость. Залоги нужно как-то реализовать, а это непрофильное для банка занятие. Поэтому, чтобы эффективно избавиться от нераспроданного имущества, ВТБ решил запустить маркетплейс.

Сейчас ВТБ продает залоговое имущество неплательщиков на своём сайте, для этого у кредитора существует специальный раздел. Кроме того, банк сообщил о ближайших планах — запустить в августе отдельный сайт для продажи долгового имущества «КомиссиON». На этой же платформе банк будет предлагать оформить ипотеку или другой финансовый продукт. ВТБ есть, что продавать — на 1 июня 2019 г. объем непрофильных активов достиг 85,5 млрд рублей. В долговом имуществе только земли на 59 млрд руб. и 26,5 млрд руб. остальной недвижимости. Большая часть — как раз изъятые у должников залоги. Около 14% из этого ВТБ передал в аренду. На реализацию банк готов выставить имущество физлиц и организаций на 76 млрд. рублей.

Как банки продают имущество должников?

Банк реализует долги несколькими способами. Например, передаёт ипотеку: вы получаете квартиру, на вас оформляют кредит и вы платите оставшуюся часть долга. С одной стороны, это дешевле, а с другой, приходится тратить больше времени на оформление.

Также банк может продавать недвижимость или авто напрямую. Сбербанк, например, использует для этого специальный «Портал DA». «ФК Открытие» использует сайты-агрегаторы по продаже и аренде жилья и разрабатывает свою площадку для реализации залогов. Именно из-за так называемого «судебного шлейфа» цены на имущество, которую реализует банк, ниже рыночной. Обычно это скидка в 5 — 10%, но если банк долго не может продать залог, то дисконт может оказаться существенно ниже.

Зачем ВТБ маркетплейс?

Как мы уже говорили, реализация имущества должников — это не прямая деятельность банка. Для кредитной организации не оптимально тратить ресурсы на продажу залогов. К тому же, банки иногда просто не умеют этим заниматься, да и не должны. Банк — не продавец, и для кредитора заниматься торгами почти то же самое, что для ритейлера — кредитованием. Поэтому имущество, которое банк реализует, продаётся с дополнительными скидками. Из-за этого часто недвижимость попадает в руки перекупщикам, которые занимаются перепродажей залогового имущества. Таким образом они легко наживаются, продавая квартиры или автомобили по более высокой цене.

Маркетплейс упростит задачу не только для банка, но и для потенциального покупателя. Крупному кредитору гораздо выгоднее иметь собственную площадку для продажи непрофильных активов. У финорганизации копится большое количество залогового имущества, но часто это небольшие объемы для банка. Например, в 2018 г. ВТБ реализовал залоговое имущество на 5 млрд руб., но после открытия площадки планирует в 2 раза увеличить объём выручки. К тому же, такая платформа — ещё один способ привлечь клиентов к профильным продуктам банка: кредитам, ипотеке или другим предложениям.

Правда и мифы о деньгах – выбери наш канал в Яндекс.Дзен!