К списку новостей
Ситуация

Дело о пропавших Bentley. Как с учёта исчезли четверть элитных авто и 283 млн рублей налогов?

Когда статистика о количестве люксовых автомобилей в России говорит одно, а налоговые сборы — другое, напрашивается вывод: «или что-то случилось или одно из двух!». Иначе, как объяснить, что с налогового учёта 2018 года резко исчезли 26,5% элитных машин? Как-то не мелькали в новостях массовые ДТП с дорогими иномарками. «Выберу.ру» разбирался, как владельцам «крутых тачек» удаётся увильнуть от транспортного налога. Неужели, ФНС неправильно посчитала?

Машина — есть, налога — нет

В 2018 году количество машин luxury-сегмента в России (автомобили, дороже 10 млн рублей) снизилось до 2 162. Например, в 2015—2017 гг.одах элитных машин насчитывалось 2 927. Получается, куда-то пропали 26,5% авто, говорится в данных аудиторской компании «Финэкспертиза». Об исследовании пишет РБК.

Но авторы статистики не торопятся связывать сокращение автомобилей с авариями или продажей за границу. Ведь есть данные о снижении налогов: получается, роскошные «тачки» владельцы как-то прячут от ФНС?


Большая часть богатых автомобилей в России приходится на Москву. Фото: cars.ru.

Капля статистики: по информации аналитического агентства «Автостат», за 8 месяцев 2019 года в России купили 867 лакшери-машин. На 10,7% меньше, чем в прошлом году. Но на некоторые марки спрос вырос — Bentley самая популярная, в этом году продали на 223 британских «люкса» больше. Rolls-Royce – на 115, Lamborghini – 105. 53,2% продаж пришлись на Москву, в Подмосковье купили 95 новых лакшери-авто, в Санкт-Петербурге — 84. Об этом «Выберу.ру» писал в материале «Автоэксперты назвали лучшие дилерские центры в России».

Минус 283 млн рублей налогов

Налогов, тем временем, стало меньше. В сегменте авто, стоимость 5 — 10 млн рублей, сборы упали на 33%. А это огромный налоговый «минус»: пошлина для владельцев Bentley Continental GT на 528 «лошадей» — около 80 000 рублей, на Aston Martin Vintage – 85 000, на Maybach – 82 500.

Руководитель налоговой практики «Финэкспертизы» Сергей Зубков рассказал BusinessFM, что только в 2018 году количество люксовых авто выросло на 18 000. А налоги упали на 283 миллиона рублей. И если «Финэкспертиза» говорит, что владельцы не продают машины за границу и не попадают в ДТП, куда изчезают «крутые тачки»?

Кстати, 2 декабря - крайний срок уплаты налогов физлиц.


Фото: «Выберу.ру»/Иван Анчуков.

Как спрятать роскошную машину?

Зубков отмечает, что падение налоговых сборов в сегменте авто в цене 3 — 5 млн рублей можно объяснить изменением налогообложения. Если раньше действовал повышающий коэффициент, новое законодательство более лояльно, коэффициент упал до 1,1.

Но эксперт затрудняется объяснить, почему упали сборы в сегменте авто 5 — 10 млн рублей. Выводов может быть несколько:

  1. Перерегистрация машины в регионах с низким налоговым сбором. Например, самый «дешёвый» — Ингушетия, но здесь зарегистрировано всего 7 элитных автомобилей. Средний налог в регионе — 53 571 рубль, ставки на мощность двигателя самые низкие — 40 руб. за одну лошадиную силу на моторы от 250 л. с. 

    Минимальный налог и в Чечне: никто не может запретить владельцу пригнать машину из Москвы и «оптимизировать» пошлину. Но, как мы писали выше, больше половины дорогих авто всё же зарегистрированы в столице.

  2. Большую часть богатых авто покупают в кредит и в лизинг, поэтому «записать» имущество можно не на владельца, а на лизинговую компанию. Об этом BFM рассказал директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. 

    «Финэкспертиза» отмечает, что в 2018 году юридические лица зарегистрировали на 334 машины больше, чем в 2017.

  3. Льготы даже для богатых никто не отменял. К примеру, в Москве многодетные родители не платят транспортный налог, причём не важно, какой мощности автомобиль.

  4. Изменение налогового коэффициента. Минпромторг изъял из списка машин с коэффициентом 3 часть марок и моделей. Но перечень сократился несильно: со 165 В 2017 до 153 В 2018.

  5. Перерегистрация машины на родственника, которого от транспортного налога освобождают льготы.


Транспортный налог на Aston Martin достигает 85 000 рублей. Фото: top-tuning.ru.

Не стоит говорить, что богатый автомобиль растворяется в воздухе, пояснил BusinessFM генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. Единственный способ, который заставит машину исчезнуть, — снятие с учёта в России, и это тоже случается. Иногда европейцы перекупают российские «люксы» — цены на новые авто в нашей стране ниже.

Правда и мифы о деньгах – выбери наш канал в Яндекс.Дзен!