К списку новостей
На злобу дня

Знай, за что платишь. ЦБ и Минфин накажут банки за навязывание страховок и скрытые комиссии

910

Клиентов банков атакует мисселинг — это навязанные услуги, продажа одних продуктов под видом других. Простым языком — обман потребителя. Человек приходит за кредитом, а ему вдогонку — страховка, консультация юриста, скрытые комиссии… А клиент планировал всего-то на год взять 100 000 рублей, чтобы купить игровую приставку и колонки обновить. Центробанк готовит наказание для участников рынка: штраф за мисселинг и двойной штраф — за отказ в кредите внимательному заёмщику.

Плати, да не переплати

Банк России готовит поправки в закон о потребительском кредите. Изменения затронут полную стоимость кредита — это расчёт ссуды с учётом комиссий, процентов и тела займа. Регулятор предпишет банкам включать в ПСК все платежи, которые влияют на конечную сумму. Об этом узнали «Известия».

Страховка в придачу к кредиту — распространённая практика. Фото из открытых источников.

Чтобы заявитель был надёжно защищён от мисселинга, банк должен включить дополнительные услуги в полную стоимость кредита. У займа есть ряд платежей, которые напрямую влияют на стоимость ссуды и косвенно. В итоге человек, который занял деньги у банка, платит за все услуги. Де-юре на цену займа влияют проценты. А де-факто — страховки, скрытые комиссии, например, за внесение денег в счёт долга через кассу банка. Заёмщик вправе отказаться от личного или медицинского страхования, если берёт потребительский кредит. А банк, в свою очередь, вправе повысить за отказ ставку.

Но клиент должен видеть, за что платит, и сколько будет отдавать. И, если переплата будет непосильной, отказаться. В ЦБ считают, что с указанием всех сумм в ПСК кредитный договор будет прозрачнее.

Что навязывают банки?

Самая «удивительная» дополнительная услуга — это страховка для выезжающих за рубеж, которую кредитный специалист ухитрился выдать заёмщику под видом личной. Вершина мастерства мисселинга — полис инвестиционного страхования жизни, который банки продают клиентам под видом депозита.

Чаще всего от этого страдают пенсионеры и люди, которые плохо разбираются в финансовых продуктах. Человек приходит в банк, чтобы открыть вклад. А менеджер рассказывает, что сегодня у депозитов ставки совсем невыгодные, посмотрите, всего-то 4,5−5% годовых. Зато у нас есть новый, более доходный продукт. Так незадачливый вкладчик становится «счастливым» обладателем полиса ИСЖ. А это уже совсем другой финансовый инструмент.

Банки предлагают одни финансовые продукты под видом других, ссылаясь на выгоду. Фото: leaderschoiceinsurance.com.

Как банк будут наказывать?

Если заёмщик не хочет оформлять дополнительные услуги, банк не должен отказывать клиенту в кредите. Центробанк включил в законопроект штраф в двукратном размере за отказ в ссуде. Проект документа регулятор передал в Министерство финансов. В ведомстве считают, что санкции изменят поведение кредитных организаций по отношению к заёмщикам.

На борьбу с мисселингом Банк России вышел ещё в 2018 году. Регулятор вместе с Госдумой РФ разрабатывал законопроект, который вводил ответственность за навязывание услуг и обман потребителя. Если финансовая организация и сотрудник, незаконно продавший услугу, попались на проступке впервые, банк и менеджера предлагали штрафовать. При регулярных нарушениях — лишать финансовую организацию лицензии, а сотрудника — отстранять от рабы с физлицами. При этом санкции должны быть весомыми и покрывать моральный ущерб пострадавшего клиента. Эксперты предлагали наказывать сотрудников на 150 — 200 тыс. рублей, а банки — на 500 тыс. рублей.

Правда и мифы о деньгах – выбери наш канал в Яндекс.Дзен!