Побеждён, но не сломлен. Сбербанк устроил саботаж переводам по номеру телефона
На злобу дня

Побеждён, но не сломлен. Сбербанк устроил саботаж переводам по номеру телефона

Мы думали, что эпопея с подключением Сбербанка к системе быстрых платежей закончилась. Но он без боя не сдаётся. Другие банки начали жаловаться — из-за особенностей подключения переводы до клиентов Сбербанка не доходят. ВТБ отмечает, что доля неудачных платежей — 3 млрд рублей только по их банку. Что это: саботаж или технические особенности?

Сплошные неудачи

Сбербанк пошёл особым путём. Другие банки сразу активируют услугу. Система быстрых платежей становится доступна по умолчанию и на отправку, и на получение средств. Многие даже не подозревают, что необходима особая активация услуги.

Система быстрых платежей Сбербанк. Фото: ok.ru

Однако у Сбербанка иная система. Чтобы получить деньги, надо специально включить в настройках личного кабинета или приложения две услуги: «получение» и «отправка». Это стало проблемой для других банков. РБК цитирует ВТБ:

По нашей статистике, лишь десятая часть таких операций оказывается успешной. Из ВТБ в адрес клиентов Сбербанка с помощью СБП совершено переводов на 300 млн руб., объём неудачных попыток, возникших из-за отказа на стороне банка-получателя, составляет 3 млрд руб.

Об этой же проблеме заявляют в Альфа-банке, Газпромбанке, «Ак Барсе» и Абсолют банке. Управляющий директор Абсолют Банка Антон Павлов отмечает:

Даже в случае, когда клиенты подключили всё по инструкции, сам Сбербанк при звонке в их контакт-центр предлагал для начала обращаться в офис банка-отправителя, так как с их точки зрения все сервисы подключены

Кому нужны проблемы?

Возможны два варианта возникновения сложностей. Первый — технический. Для пользователя очевидно, что услуга должна подключаться автоматически и на приём, и на получение, ведь это ветви одного дерева, две стороны одной услуги.

Но с технической точки зрения это могут быть разные действия, поэтому от пользователя и требуются два согласия. Правда, у других банков почему-то сложности не возникли.

Второй вариант — Сбербанк умышленно создаёт проблемы, поскольку изначально для него эта услуга была не нужна, и он сопротивлялся её подключению. Центробанку даже пришлось ради этого написать закон, который вынудил Сбербанк подчиниться.

Эльвира Набиуллина и Герман Греф. Фото: zen. yandex.ru

Сейчас банк юридически подчинился, но продолжает защищать свою экосистему. Пока успех на его стороне. Ожидалось, что с приходом Сбербанка в СБП доля переводов увеличится на 40%, но по итогу их количество возросло только на 10%.

РБК цитирует партнёра юридической компании «НАФКО» Павла Иккерта:

…это может быть искусственным барьером, который банк создает в целях развития собственной инфраструктуры, обеспечивающей переводы внутри самого банка

Приходится делать чужую работу

В итоге банки взяли на себя просветительскую миссию. Они информируют своих клиентов через социальные сети и сайт о настройках, которые необходимы клиенту Сбербанка для получения перевода.

Альфа-банк занялся этим первым, опубликовав в Instagram пост с инструкцией.