Было ваше — станет не ваше. В Системе быстрых платежей обнаружили недоработку
Что-то новенькое

Было ваше — станет не ваше. В Системе быстрых платежей обнаружили недоработку

239

Любимая парикмахерская завела для оплаты своих услуг QR-коды в Системе быстрых платежей. Радуешься и платишь со смартфона, но внезапно выясняется, что платёж отправился неизвестно куда, потому что не все пока разобрались в тонкостях новой системы. Звонишь в банк и выясняется, что процедуры оспаривания трансакций в СБП пока нет. А значит, плакали ваши деньги, если вы расплачивались за услугу или товар, а деньги не дошли по адресу. Есть вероятность, что механизм возврата сделает переводы для банка дороже, так что его отсутствие можно назвать достоинством. Но если система будет безвозвратно терять деньги пользователей, это недостаток, притом серьёзный.

Операционный и клиринговый центр СБП, Национальная система платёжных карт, сообщает, что вскоре начнёт работать над оспариванием трансакций. Сейчас такого механизма нет. С одной стороны, идея QR-кодов для оплаты проигрывает старым добрым картам, клиенты оказываются не защищены от недобросовестных продавцов. С другой стороны, если СБП создаст механизм отзыва, это однозначно скажется на цене. РБК приводит слова представителя WebMoney Transfer: цена трансакции в системе ниже эквайринговой, поскольку нет затрат на проведение диспутов. РБК цитирует эксперта:

За разбирательство Visa/Mastercard берут около $50, которые перекладываются либо на эмитента, либо на эквайера в зависимости от пункта правил

В итоге отсутствие оспаривания нельзя однозначно отнести к плюсам или минусам: весомые аргументы есть в каждом случае. Банки страны разошлись во мнениях: так, ВТБ, Промсвязьбанк и «Русский стандарт» ратуют за оспаривание платежей, а Райффайзенбанк, СКБ-банк и WebMoney Transfer призывают оставить всё как есть.

И всё же клиенту важно иметь возможность отыграть свои действия. Однако НСПК заявляет, что не будет использовать классическую схему возврата, которая называется чарджбэк, поскольку этот способ занимает слишком много времени. Банк в этом случае проводит проверку, после которой возвращает деньги плательщику, если считает услугу действительно не оказанной, а товар действительно не полученным. Вероятно, под нужды системы адаптируют современную схему «Диспут Плюс». Разбирательства внутри неё длятся от нескольких минут до нескольких дней, причём максимальный срок составляет 30 дней.