По образу и подобию Америки. Минтруд повышает пенсии, пособия и зарплаты
На злобу дня

По образу и подобию Америки. Минтруд повышает пенсии, пособия и зарплаты

1847

В 2020 году заканчивается действие закона о потребительской корзине. В этом году правительство должно пересмотреть её состав. Вместе с этим должны измениться показатели прожиточного минимума и МРОТ. Но российскую систему определения бедности давно критикуют, считая неэффективной. Прожиточный минимум у нас в стране — не уровень бедности, а уровень минимальных потребностей, выживания. Минтруд, учитывая критику, меняет систему определения прожиточного минимума. Не просто добавляет товары в потребительскую корзину, а целиком пересматривает подход к формированию важных социальных показателей. Это не только экономическая формула, а революция в социальной политике. В стране изменится уровень бедности, а это влияет на количество людей, получающих пособия, изменится размер социальной помощи, зарплата и пенсии.

Социальная политика меняется. Фото: 9111.ru  

Ветер перемен

Сейчас прожиточный минимум — стоимость потребительской корзины. Из-за колебания цен на продукты раз в квартал потребительская корзина и прожиточный минимум пересматриваются. Минимальный размер оплаты труда тоже находится в прямой зависимости от прожиточного минимума и не может быть ниже. То есть всё крутится вокруг базового набора продуктов и услуг.

Минтруд предложил иную систему:

  1. Прожиточный минимум — 44,2% среднедушевого дохода
  2. МРОТ — 42% медианной зарплаты

«Коммерсант» цитирует проректора Высшей школы экономики Лилию Овчарову:

В целом переход к относительной линии бедности, устанавливаемой в долях от медианного душевого дохода,— это правильный путь. Такой подход соответствует мировой практике определения порога бедности на основе соотнесения с преобладающим стандартом потребления

Расчёт МРОТ от медианной зарплаты — мировая практика. В 90-е годы, принимая закон о потребительской корзине, российские власти говорили, что это временная мера, и страна постепенно перейдёт на определение уровня бедности по медианному доходу. Однако временное правило задержалось более, чем на 25 лет.

В теории новый метод должен устранить расслоение в уровне доходов, защитить людей с низкими зарплатами. Новая система формирования прожиточного минимума и МРОТ должна стать для людей интуитивно понятной, поскольку привязана к показателям дохода и зарплаты.

Как изменятся цифры

Поскольку прожиточный минимум — основа социальной политики, больше интересуют реальные цифры. Попробуем, опираясь на текущую статистику, посчитать прожиточный минимум и МРОТ по новым правилам.

По данным Росстата, среднедушевой доход на II квартал 2020 года составляет 32 854 рубля.

Прожиточный минимум по новым правилам — 44,2% от этого показателя. 32 854*0,442=14 521

Сейчас считаем прожиточный минимум по группам населения.

По новым правилам, ПМ для трудоспособного населения — 109% показателя. Для ребёнка — 97%, пенсионера — 86%.

Получается:

  1. ПМ для трудоспособного населения — 15 827
  2. ПМ для ребёнка — 13 662
  3. ПМ для пенсионера — 12 488

Обращаем внимание, что мы показали пример на общероссийских показателях. В регионах цифры будут отличаться.

Для сравнения: на II квартал 2020 года Минтруд утвердил прожиточный минимум для трудоспособного населения — 12 392 рубля. Для ребёнка — 11 423 рубля. Для пенсионера — 9 422 рубля.

МРОТ исчисляется от медианной зарплаты. То есть уровень, меньше которого зарабатывают 50% населения и больше — 50% населения. Он считается более справедливым, чем средний показатель.

По данным РИА Рейтинг, которые основаны на исследованиях Росстата, в 2020 году общероссийский показатель медианной зарплаты — 35 000 рублей.

МРОТ по новым правилам получится 14 700. На 2020 год МРОТ установлен 12 130.

Итак, мы видим, что по сравнению с текущими показателями, рост есть, хоть и небольшой.

Если бы Минтруд не менял методику определения ПМ и МРОТ, а увеличил состав корзины до рационального потребления, примерно 20%, то показатели стали бы выше. Уровень бедности поднялся бы до 23,5% с текущих 13,2%. Бюджет тратил бы на 800 млрд рублей больше ежегодно. Предложенная методика увеличит расходы бюджета в 2021 году на 128,5 млрд.

Не станем торопиться с выводами. Россия — не Европа и не Америка. У нас есть специфические проблемы, которые могут привнести сложности в новую методику. Например, в кризис у нас слабо растёт уровень безработицы за счёт гибкости рынка труда: работодатели снижают зарпалаты, но сохраняют рабочие места. Несмотря на старания налоговой, велика доля «серых» зарплат, что тоже негативно сказывается на показателях.