И целой платёжки мало. Из квитанций за ЖКУ уберут основания для ненужных трат
Что-то новенькое

И целой платёжки мало. Из квитанций за ЖКУ уберут основания для ненужных трат

184

Иногда приходится бороться с рекламой там, где законом она запрещена… уже два года. В 2018 году с квитанций за коммунальные услуги должна была исчезнуть реклама, но коммунальщики и рекламщики этого не заметили. Миллионам граждан страны делают навязчивые предложения заменить счётчики или радиаторы, причём иные пожилые люди слишком серьёзно относятся к спаму и тратят последние деньги на ненужные им услуги. Как бороться с этим? Снова запрещать?

Виктор Зубарев, депутат Госдумы направил в Минстрой проект, который избавит россиян от рекламы в платёжках. Радикально решить проблему можно при помощи штрафов. В 2018 году появился запрет на размещение любой информации на платёжках — не считая непосредственных расчётов, социальной рекламы и материалов от Минздрава, МЧС и МВД. Но у коммунальных компаний — свой интерес, поэтому реклама осталась, перекочевав с обратной стороны квитанций на отдельные листки, вложенные в платёжки.

Реклама в платёжках обычно продвигает обычные и простые вещи. Например, заменить радиаторы, окна, счётчики, обновить программы на компьютере, сменить интернет-провайдера. «Известия» со ссылкой на опрошенных экспертов пишут, что реклама позволяет управляющей компании снизить расходы на бумажные документы.

Но отражается ли это снижение расходов на простых потребителях? Кроме того, многие пожилые люди, видя пришедшие с платёжкой предложения о замене, часто воспринимают их как руководство к действию и тратят деньги на услуги, в которых зачастую не нуждаются. Виктор Зубарев в комментарии «Известиям» объясняет ход мыслей получателя:

Часто люди воспринимают как призыв к действию покупку или обновление какой-либо продукции. Получается, рекламодатели нашли удобную лазейку. Подобную практику необходимо пресекать

По словам Зубарева, нужно внести исправления в статьи 5 и 8 закона «О рекламе» и предусмотреть штраф для юрлиц до 500 тысяч рублей. С идеей согласен член общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов: по его словам, управляющие компании не должны заниматься рекламой и зарабатывать на ней. Кроме того, невозможно ни отследить доходы УК от распространения рекламы, ни определить, куда они уходят. Правда, опрошенные «Известиями» сотрудники сферы ЖКХ не согласны — так, директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила, что за счёт размещения сторонних материалов можно удешевить цену формирования и распространения квитанций. Деньги за рекламу нужны, особенно сейчас — и мы уже писали о том, как отрасль ЖКХ нуждается в деньгах. При этом качество обслуживания не меняется, доходы граждан не выросли, зато очередное повышение тарифов не за горами.

Впрочем, у депутата Зубарева нашёлся аргумент против бумажных квитанций. По мнению автора проекта, граждане должны иметь выбор между классической платёжкой и электронным счётом. Отказ от бумажных носителей можно конвертировать в скидку: стоимость создания и доставки каждой квитанции колеблется между 16 и 23 рублями. Умножим на то, что квитанций может быть несколько — получаем порядка 90 рублей в месяц, умножаем на 12 и получаем около тысячи рублей в год. Почему бы не перейти на электронные платёжки всей страной? Увы, не выйдет — у пенсионеров зачастую нет ни компьютера, ни интернета, ни смартфонов.