Держите под рукой заначку. Банк станет блокировать карты по жалобам клиентов
Говорят, обещают

Держите под рукой заначку. Банк станет блокировать карты по жалобам клиентов

5410

У банка масса причин заблокировать карту клиента: подозрение в мошенничестве, незаконной предпринимательской деятельности, нарушение договора. Заметим, что достаточно одного подозрения. Впрочем, в борьбе с кражами это не помогает, поэтому банки придумывают новые законы и новые поводы для блокировок. Сейчас операцию, счёт или расходные операции предложено блокировать на 25 дней и по одной лишь жалобе другого клиента. Так борьба со злоумышленниками может лишить доступа к деньгам добропорядочных граждан и породить новую волну обмана.

Механизм блокировок мошеннических операций не совершенен. Фото: birobidjan. bezformata.com 

Спасение от мошенников

На данный момент, если клиент подозревает получателя средств в мошенничестве, то банк вправе приостановить операцию на 5 дней, но только при условии, что трансакция не прошла.

В пояснительной записке к законопроекту, разработанному АБР, говорится:

Для противодействия мошенничеству сейчас оперативно и законным путем осуществить действия, препятствующие снятию или переводу похищенных денежных средств с промежуточного или конечного счета, не представляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для блокировки уже зачисленных на счет злоумышленника средств и кредитные организации не могут отказать в выдаче денег со счета мошенника

В связи с этим Ассоциация банков «Россия» предложила блокировать переводы и расходы по карте на 25 дней, если клиент подозревает получателя в мошенничестве. Срок обращения — не позднее следующего дня, после получения банком уведомления о трансакции. 

Банки считают, что объём возвращённых переводов составит 15−30%.

Закон не решает всех проблем

Ситуация требует регулирования, поскольку сейчас у клиента есть шанс вернуть деньги только в случае, если он не давал распоряжения на операцию. Если же он сам перевёл деньги мошенникам, которые действовали по методу социальной инженерии (уговорили дать данные карты или код из СМС), то шансы близки к нулю. Либо получатель добровольно возвращает деньги, либо по решению суда.

Однако к законопроекту есть вопросы. Например, как он поможет клиенту вернуть деньги, ведь за 25 дней невозможно доказать правоту в суде. Мошенник же может вывести деньги после блокировки.

Непонятно, что будет, если злоумышленник успеет обналичить украденные деньги. По статистике, корую приводит АБР, 50% денег мошенник снимает в течние первого часа. 47% - в течение 2−3 часов. То есть, обращаться на следующий день уже бессмысленно. Банк заблокирует пустую карту.

Предложение АБР - путь к злоутпотреблению и новым видам мошенничества. Например, Сергей покупает с рук телефон у Алексея. Деньги переводит на карту, а потом сообщает в банк о мошенничестве. Алексею же нечем будет доказать свою правоту. Сомнительно, что сделка проводилась с заключением договора.