Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай быстрый переход из одного банка в другой. Как ЦБ решил облегчить людям жизнь?
Говорят, обещают

Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай быстрый переход из одного банка в другой. Как ЦБ решил облегчить людям жизнь?

127

Если свой сотовый оператор перестал нравиться по качеству связи, тарифам или уровню сервиса, то от него легко уйти не меняя номер. Учитывая это, операторы конкурируют между собой и пытаются угодить каждому клиенту. В банковской сфере всё не так. Смена банка повлечёт за собой смену реквизитов, что, как считает ЦБ, многих останавливает. В итоге — слабая конкуренция. Более 70% рынка по выпуску и обслуживанию карт принадлежит одному игроку. Центробанк предложил упростить смену банка. 

Обостряем банковскую конкуренцию

В стратегии развития Национальной платёжной системы на 2021−2023 годы, подготовленной ЦБ говорится, что ради упрощения смены банка может быть внедрён механизм «универсального платёжного адреса». Это обеспечит зачисление денег даже при смене банка и реквизитов.

Также ЦБ планирует определить условия автоматического перенаправления платежей на новые реквизиты.

Как говорится в стратегии, «безбарьерная смена потребителем обслуживающего банка» должна развивать конкуренцию. Для потребителя это снизит стоимость платёжных услуг.

Технические детали не уточняются. Будут ли упразднены существующие реквизиты, тоже пока не известно.

Сейчас более 65% счетов и платежей граждан, а также более 70% рынка по выпуску и обслуживанию карт сосредоточены в руках одного банка.

Иллюстрация российской банковской системы. Фото: klerk.ru

В документе ЦБ не уточняется, что это за банк-лидер, но, судя по статистике, речь идёт о Сбербанке.

Это уже не первая попытка ЦБ побороть монополизацию банковского сектора. Например, система быстрых платежей стала конкурировать с собственной системой переводов Сбербанка по номеру телефона.

ЦБ опасается, что при таком раскладе люди ограничены в использовании предложений от других банков, которые постепенно становятся невыгодными по сравнению с ведущим игроком рынка.

Действительно проблема?

Даже если у потребителя есть выбор, зачастую он не может им воспользоваться из-за сложности смены реквизитов. Придётся сообщить в бухгалтерию, ведомства (если приходят выплаты от государства), родственникам, которые перечисляют деньги, заново настроить автоплатежи. Для ИП или самозанятого смена банка ещё более хлопотное дело, потому что придётся оповещать контрагентов, которых могут быть сотни и тысячи.

Впрочем, некоторые не видят проблемы. У физических лиц нет массовых поступлений на счёт, кроме зарплаты, а переводы можно делать по номеру телефона, который сейчас и выполняет функцию единого идентификатора. К тому же люди чаще всего пользуются несколькими банками.

Рекомендуемые дебетовые карты

 %
Процент на остаток
До 249 руб. в месяц (в первый год)
Обслуживание
до 15 %
Cash Back
до 3,5 %
Процент на остаток
До 99 руб. в месяц (в первый год)
Обслуживание
до 30 %
Cash Back
до 6 %
Процент на остаток
До 99 руб. в месяц (в первый год)
Обслуживание
до 10 %
Cash Back
до 5 %
Процент на остаток
Бесплатно
Годовое обслуживание
до 2 %
Cash Back
до 6 %
Процент на остаток
До 99 руб. в месяц (в первый год)
Обслуживание
до 25 %
Cash Back