В одном из комментариев под статьёй про Сбербанк читаем высказывание: «не ГОСБАНК а ЧАСТНЫЙ БАНК. В основном английский. У нас нет госбанков, все забугорные. Поэтому и ставки по кредитам такие высокие». Мы бы прошли мимо комментария, но оказалось, что это мнение не единичное. В интернете ведутся споры: можно назвать Сбербанк государственным или нет. Будем разбираться.
Чтобы ответить на вопрос, надо выяснить, кто является держателем акций.
- Правительству России в лице Минфина принадлежит 50% + 1 акция. Доля государства в уставном капитале Сбербанка — 52,32% голосующих акций (такая доля получается, потому что Сбербанк выпускает обыкновенные и привилегированные акции).
- Юрлицам-нерезидентам (иностранным компаниям) принадлежит 43,5% уставного капитала.
- Российским юрлицам — 2,27%.
- Частным инвесторам — 4,23%.
Всего у Сбербанка более 615 000 акционеров. Основной — правительство РФ.
Сказать, что Сбербанк государственный, нельзя — всё-таки Минфину принадлежат не все акции. Наиболее точная формулировка — банк с государственным участием. По этой же причине нельзя сказать, что Сбербанк — частный банк. В руках инвесторов в лице иностранных компаний находится около половины акций, но на каждого держателя приходится менее 5%. То есть ни у кого нет даже блокирующего пакета акций. В принятии решений эти акционеры не участвуют.
Кстати, до апреля 2020 года вопрос «государственный ли Сбербанк» стоял ещё острее. Главным акционером был Центробанк, а он обладает особым статусом.
Фактически акции Сбербанка тогда были не в руках государства, но дивиденды частично шли в бюджет.
Почему ставки высокие?
Что касается ставок по кредитам, на которые сетует наш читатель. Главным образом они зависят от ключевой ставки ЦБ, которая на данный момент составляет 4,25%. Плюсом к этом прибавляются операционные издержки, учитывается надбавка за риск, маржинальность и прочее.
Кроме этого ставки по кредитам регулируются рыночными отношениями. Чем выше качественная конкуренция, тем выгоднее ставки, потому что банки начинают сражаться за клиентов.
Банковская система России. Фото: klerk.ru
Представьте, на всю страну всего два производителя колбасы. Один торгует на севере, другой — на юге, поэтому конкуренцию они друг другу не составляют. Ничто не мешает им поставить ценник 800 рублей за килограмм варёной колбасы из свиных шкурок. Если придёт третий производитель, выставит товар и на севере, и на юге по 600 рублей за килограмм, то люди потянутся к нему, а старожилам рынка придётся сбивать цены, чтобы вообще не потерять покупателя.