«Кредит надо?» Как защитить себя от навязчивых телефонных продаж

450

Есть известное телефонное хулиганство. Звонишь кому-нибудь: «Петр Иваныч? Петр Иваныч, вы – осел!» - «Кто это говорит?!» - «Все говорят». Именно так, по-хулигански, зачастую ведут себя с нами телефонные операторы и банки, продающие кредиты. Звонят, когда хотят, и что-то пытаются «впарить». Посмотрим, можно ли защититься от такой телефонной бесцеремонности.

И вот уже зовут по отчеству

Эту жалобу я позаимствовал из Фейсбука у одного из друзей. Звонит ему в очень неудобный момент навязчивая девица с официального номера телефонного оператора и начинает предлагать услугу.

Услуга и даром не нужна, но продавец требует за нее дополнительные деньги. Причем в безальтернативной форме: «Так я вам подключаю услугу? Вы же согласны?». На что мой знакомый отрезал: «Нет, мне эта услуга не нужна!». Отстала.

В общем, обычная история. Немножко грустно от такой навязчивости, но не более. Нас постоянно достают по телефону продавцы всякой ерунды.

Кто посмел в это время звонить? Фото: yandex.ru

Однако после разговора мой приятель стал задаваться вопросами. А имеет ли оператор право подключать услугу только на основании устного согласия – даже не запроса, не отметок в личном кабинете, а вот так, со слов человека? Тем более, что ответить мог не владелец телефона, а, например, кто-то из членов его семьи. Как оператор отличит настоящего владельца – по голосу? А имеет ли оператор право навязывать услуги несовершеннолетним? Подавал ли кто-нибудь в суд за такие истории?

Ах, как хотелось быть нам взрослыми

В общем, тема оказалась настолько наболевшая, что грех было не переадресовать эти вопросы юристам. И первый круг консультаций застрял на простом вопросе – подписывал ли клиент разрешение на обработку персональных данных?

Понятно, что подписывал. Такую бумажку нам постоянно подсовывают мобильные операторы, банки и еще добрый десяток контор, куда мы обращаемся за услугами. Не подпишешь – услугу не получишь. Другое дело, что это разрешение через полчаса можно и отозвать.

«Отзыв согласия должен быть направлен непосредственно оператору, осуществляющему обработку персональных данных», –  поясняется на сайте Минсвязи РФ. То есть, тому же банку или телекому.

Само заявление нужно подавать в письменном виде, но форма обращения произвольная. Мне известны истории, когда возмущенные клиенты в отместку писали заявления на грани грубости. Им даже удавалось настоять, чтобы заявление приняли и поставили на копии отметку о получении.

После такого демарша звонки с рекламой/продажей услуг с юридической точки зрения превращаются в спам. И далее, бери и катай жалобы в Роскомнадзор и Федеральную антимонопольную службу сколько душе угодно.

С другой стороны, оператор и банкиры подстраховываются через разные схемы. Например, звонки производит некий кол-центр с самостоятельным юридическим лицом. Сам оператор не при делах – миллионные штрафы идут мимо. И плевали они с высокой колокольни, отозвано или нет ваше разрешение на обработку данных.

Есть в жалобе любой хорошее

В общем, истратишь массу времени, энергии и нервов, а эффект будет грошовый.

Комментарий эксперта:
Несмотря на то, что подобные «холодные обзвоны» с навязанными услугами носят массовый характер далеко не первый год, в российской судебной практике иски потребителей к операторам сотовой связи встречаются довольно редко. Основная причина —  несоответствие изначально понесенных убытков с последующими ресурсными затратами на достижение справедливости

Адвокат юридического агентства «Правый берег» Анастасия Орлова комментирует:

Компенсация по выигрышным делам редко превышает 3 000 рублей, а то, что, подобные иски, как правило рассматриваются в пользу операторов связи, энтузиазма потребителям не добавляет

По ее словам, законодательство фактически закрывает глаза на проблемную ситуацию. Например, согласно Правилам оказания услуг сотовой связи и договорам ПАО Мегафон, изменение договора можно оформить не только письменным дополнительным соглашением, но и путем совершения соответствующих конклюдентных действий (это и прием PUSH-уведомлений, и отправка SMS и т. д.), а также путем акцептирования предложения в рамках телефонного разговора.

Идентификация клиента в таком случае осуществляется по абонентскому номеру либо с использованием персональных биометрических данных, – например, по голосу.

Что именно считать достаточным для идентификации абонента, равно какой должен быть перечень и порядок конклюдентных действий, определяет сам телефонный оператор.

Комментарий эксперта:
Отказаться от внесенных изменений и их оплаты можно в том случае, если внесение изменений в договор было возможно только в письменной форме
В общем, сколь бы ни была тягостна возня с бумажками, лишний раз после очередного подключения к очередной услуге писать заявление нужно. Заявление должно содержать требование, чтобы впредь «внесение изменений в договор было возможно только в письменной форме».

И тогда все неприятности, связанные с тем, что вам позвонили, вы спросонья что-то пробормотали, и ваш тариф тут же подорожал на 500 рублей, разрешатся.

Если оператор не захочет такое заявление регистрировать, отправьте уведомление заказным письмом.

Рекомендуемые вклады

от 50 000 руб.
Сумма
от 367 дней до 1095 дней
Срок
до 5.5 %
Ставка
от 3 000 руб. до 1 000 000 руб.
Сумма
от 1 дня
Срок
3.0 %
Ставка
от 50 000 руб.
Сумма
от 3 месяцев до 2 лет
Срок
до 5,24 %
Ставка
от 10 000 руб. до 3 000 000 руб.
Сумма
270 дней
Срок
5.2 %
Ставка