Дедлайн от Набиуллиной. ЦБ торопит банки с переходом на Систему быстрых платежей

189

Есть разные типы исполнителей. Ответственные работники, которые сразу берутся выполнять задачу. Талантливые прокрастинаторы, которые «сделаю за час в течение недели». И ещё более талантливые, которые откладывают задачу на последний момент с уверенностью, что успеют до дедлайна. У ЦБ с банками похожая ситуация: регулятор ставит задачу – подключить Систему быстрых платежей – и сроки выполнения. А банки – исполняют или затягивают.

Сказано – не сделано

Центробанк не первый раз недоволен ходом подключения к СБП. Самый громкий скандал разгорелся со Сбербанком, который просрочил дедлайн на полгода как системно значимый, и получил штраф от ЦБ. В итоге первый банк запрятал сервис в недрах приложения «Сбербанк Онлайн». Подключать Систему нужно отдельно, при том, что у большинства финансовых организаций это автоматические переводы по номеру телефона.

У Системы быстрых платежей есть два функционала: оплата по QR и перевод по номеру телефона. Фото: remoney.ru.

Другая проблема – не все системно значимые банки подключили платежи по QR-коду через СБП. Например, этого не сделали Сбербанк, Альфа-Банк и Совкомбанк. Вместо сервиса ЦБ «Сбер» разрабатывает свой сервис «Плати QR».

Кроме того, Центробанк хочет подключить Систему для перевода зарплаты по номеру телефона в 2022 году. А если банки будут затягивать, для части граждан новый способ перевода зарплаты будет недоступен.

Игры с комиссией

Система быстрых платежей (СБП) работает с 2019 года, но банки неохотно подключаются к сервису переводов. Для некоторых организаций СБП невыгодна – пользователь не платит комиссию за переводы до 100 тыс. руб., а за превышение лимита взимают 0,5%. Для бизнеса СБП тоже дешевле, чем банковский эквайринг. Рекордные 70 млрд рублей, как заработал Сбербанк на комиссиях, с сервисом ЦБ не получить.

Поэтому банки затягивают переход на функционал регулятора. ЦБ беспокоится и просит игроков ускорить процесс, пишет РБК.

Значительное количество кредитных организаций запланировало мероприятия по подключению сервисов c2b/b2c, c2cpull [переводы через QR-коды, переводы от компаний клиентам и по запросу — прим. ред.] на период, приближенный к дате, с которой необходимо обеспечить предоставление услуги клиентам, что увеличивает риск несоблюдения установленных нормативом сроков. <…> Настоятельно рекомендуем активизировать вышеуказанные работы и пересмотреть сроки подключения в сторону их сокращения, — говорится в письме ЦБ

Банки не соблюдают сроки, а страдают в итоге клиенты, считают в ЦБ. У пользователей нет возможности пользоваться сервисом и экономить на комиссиях.

Системно значимые банки должны были подключить СБП к 1 октября 2019 года, финансовые организации с универсальной лицензией – к 1 апреля 2022. На подключение сервиса уходит минимум 35−60 дней.