«Я не я, машина не моя». Как заставить штрафстоянку оплатить повреждения при эвакуации авто

1327

Представим среднестатистического российского автомобилиста: у него есть ОСАГО, на Каско же водители экономят. Хуже эвакуации автомобиля, оплаты хранения машины и штрафа за неправильную парковку может быть одно. Забрав авто со штрафстоянки и приехав на радостях в родной двор, водитель видит царапины или вмятины на капоте. Страховая откажется компенсировать убытки по ОСАГО: эвакуация – не ДТП. Разъярённый хозяин возвращается на штрафстоянку и требуют компенсацию. А в ответ разводят руками и говорят: а всё, голубчик, а надо было раньше… Между тем со штрафстоянки или компании эвакуатора можно выбить деньги на компенсацию ущерба. Ведь виновник, забирая авто на хранение, обязуется вернуть имущество в целости и сохранности.

Прежде чем вы заберёте машину со штрафстоянки и оплатите издержки за её хранение, вы должны подписать акт приёма-передачи. Главное, что вы должны сделать, прежде чем сесть за руль, – проверить состояние машины и не подписывать акт, если нашли новые повреждения.

«Апути!» – «Нипутю!». Фото: twimg.com.

Помните: подписанный акт приёма-передачи «обнуляет» все претензии со стороны водителя. Перед подписанием документа внимательно осмотрите автомобиль, проверьте состояние лакокрасочного покрытия, колёс, дисков, стёкол, зеркал. Если повреждений нет – забирайте машину. А если есть видимый ущерб, которого до конфискации не было, придётся разбираться с сотрудниками стоянки или службой эвакуации.

Порядок действий следующий:

  1. Требуйте протокол, составленный сотрудником ГИБДД при эвакуации автомобиля. В документе должны быть указаны дата и время, состав административного правонарушения, личные данные инспектора ГИБДД, сведения об автомобиле и владельце транспортного средства, перечень вещей, оставленных в салоне. И главное – список видимых неисправностей, которые были на кузове в момент эвакуации.
  2. Просите показания и контактные данные свидетелей – при составлении протокола инспекторы ГИБДД берут показания очевидцев, если на месте задержания нет водителя.
  3. Запросите фото и видео с места эвакуации – процесс конфискации должны снимать на камеру. Владелец авто вправе требовать материалы в качестве доказательств согласно ст. 55 Гражданско-правового кодекса РФ. Если эвакуацию не снимали сотрудники ГИБДД, эвакуаторщики или очевидцы, попросите копии снимков с камер наблюдения на здании, рядом с которым стояло авто.

Вы осмотрели авто и обнаружили повреждения, запросили протоколы и снимки, высказали претензию владельцу стоянки… а он ни в какую не соглашается признавать вину. Тогда придётся доказывать свою правоту в суде. После осмотра вы подписываете акт приёма-передачи, в котором и должны указать результаты осмотра.

Приехал выручать машину, а оказалось, что надо платить за ремонт. Фото: 2gis.com.

Что указывается в акте приёма-передачи:

  • название документа, дата и время заключения;
  • в первый раздел вносят информацию о факте конфискации авто: личные данные инспектора, сотрудника службы эвакуации и водителя, сведения об автомобили, механических повреждениях, дополнительном оборудовании, имуществе в салоне, место и время задержания авто;
  • во второй части – о хранении задержанной машины: время и дата постановки на хранение сотрудников ГИБДД и службы эвакуации, данные о проведении фотовидеофиксации задержанного авто;
  • в третьей части – о возврате транспортного средства: данные должностного лица, дата выдачи авто, сведения о собственнике и ход осмотра автомобиля при получении на руки.

Сведения о состоянии машины фиксируются в трёх разделах акта приёма-передачи, но в последней части документа владелец вправе указать на повреждения, которые не были описаны в первом и втором разделах. На основании хода осмотра и можно подавать претензию владельцу стоянки или службы эвакуации – в зависимости от того, кого вы считаете виновником.

Пора писать претензию

Все вопросы нужно решать на месте: и осмотр, и написание претензии в службу эвакуации или штрафстоянки. Она подаётся на имя генерального директора или заведующего организацией. В претензии указывают:

  • персональные данные руководителя предприятия;
  • личные данные собственника или человека, который имеет право на управление автомобилем;
  • дата и время подачи заявления и эвакуации;
  • основания для возражения с ссылками на законодательные акты;
  • перечень повреждений и сумма предполагаемого ущерба;
  • просьба о возмещении ущерба.

На какие законы ссылаться?

Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.

1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.

Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.

Согласно главе 47 ГК РФ, договор хранения заключается между хранителем – владельцем штрафстоянки и поклажедателем – водителем/хозяином автомобиля. Заметьте, поклажедатель – не сотрудник ГИБДД и не эвакуаторщик, который пригнал авто. В соответствии со статьями 896−898 ГК, поклажедатель обязуется оплатить хранителю затраты на хранение и транспортировку вещи. А хранитель обязуется обеспечить сохранность вещи по ст. 891 ГК РФ.

2. Вы не согласны с законностью эвакуации. Например, на месте парковки не было запрещающего знака, а машину всё равно конфисковали. Или транспортное средство забрали при вас, хотя вы могли отогнать машину и устранить нарушение правил остановки и стоянки.

В таком случае сотрудник ГИБДД нарушил требования ст. 27.13 КоАП, п. 1.1: задержание ТС прекращается в присутствии водителя до того, как машину начнут эвакуировать. Вы вправе подать претензию на незаконное решение сотрудника ГИБДД и требование к штрафстоянке оплатить расходы на эвакуацию, хранение автомобиля и проезд в общественном транспорте до места задержания.

Бывает и так, что руководство стоянки добровольно соглашается компенсировать убытки. Но будьте готовы отстаивать правоту в суде. Главное – запастись доказательствами, терпением и не подписывать акт приёма-передачи до осмотра автомобиля.