Выходя на биржу, не забудь закрыть рот. Что делать частнику в случае конфликта с брокером?

847

Выходя на фондовый рынок, законопослушный гражданин РФ превращается в Десницу Короля из «Игры Престолов». Шансов бесконфликтно дотянуть до конца сериала не много. И когда дело действительно доходит до неприглядных судебных тяжб с обслуживавшим брокером, частный инвестор оказывается один против армии горластых юристов.

Кто поможет отстоять права, если брокер «кинул»? Фото: technokrata. hu.

Оказывается, частный инвестор на бирже – не потребитель финансовых услуг. И в случае конфликта с брокером Роспотребнадзор вынужденно опускает руки. Что светит частному инвестору, если биржевой брокер повел себя, мягко говоря, некорректно и инвестиции обернулись в прах, как сторонники Робба Старка на Красной Свадьбе?

«Валар моргулис», что означает «все люди смертны»

Конечно, некоторое моральное удовлетворение принесут полные сарказма жалобы в электронную приемную Банка России. Но Центробанк лишь пишет виновникам письма предупреждения с настоятельными советами больше так не делать. Заставить злодея вернуть деньги обратно – не в компетенции ЦБ. Такие полномочия есть только у самой гуманной в мире российской судебной системы.

Правда, с недавних пор заработала Служба финансового уполномоченного. Это институт досудебного урегулирования. Казалось бы, жалуйся – не хочу.

Но Служба раньше работала исключительно по претензиям к страховым компаниям, а с 1 января разбирает конфликты с кредитными потребкооперативами, ломбардами, кредитными организациями и негосударственными пенсионными фондами – в пределах 500 тыс. рублей. Брокеры в этом перечне отсутствуют, как янтарное вино с Летних островов в меню китайского ресторана.

Комментарий эксперта:
В 2014-2016 годах потребители проигрывали больше половины споров с финансовыми организациями. Потом ситуация «выровнялось» — это был пик борьбы с комиссиями, с навязанными услугами, с мисселингом. Сегодня судебная практика превратилась в рулетку – вероятность судебного решения в пользу потребителя: 50 на 50. Суды не стараются разбираться в существенных условиях того, как сделка происходила и почему частный инвестор оказался беспомощным и неподготовленным к оказанию такого рода услуг

Дальше – больше. Нож в спину частники получают и от всяческого пришлого жулья. Мошенники, прикрываясь красивым словом «чарджбэк», не прочь выдоить из похудевшего кошелка еще какую-нибудь копеечку.

Поймите правильно: не все, что называется «чарджбэком», используется людьми со злым умыслом и недоброй волей. Но слепо доверять юристам, гордо заявляющим: «Ночь собирается, и начинается мой дозор», я бы тоже не стал.

«Ночь темна и полна ужасов» без Огненного бога Р'Глора

Вопрос с защитой добропорядочного гражданина от брокера совершенно не праздный. Мало того, что само слово «брокер» – иностранного происхождения и уже само по себе оставляет неприятный осадочек. Так ведь и наш гражданин – что господа одичалые. Видя перед собой Стену, норовят упрямо её штурмовать, несмотря на отряды Ночного дозора.

Комментарий эксперта:
В целом люди, пришедшие на финансовый рынок, скорее всего, не подготовлены к этому. Например, я недавно выступал перед достаточно компетентной аудиторией и продемонстрировал пример основного облигационного портфеля. Показал, что за прошлый год доходность могла составить 10% годовых в рублях при средней ставке по вкладам порядка 4,5-4,8%. Я ожидал, что люди обрадуются, узнав, какие возможности дают облигации. Но в ответ услышал комментарии, будто это - очень мало. Откуда рождаются подобные мифы и ожидания?

Итак, частному инвестору на бирже нужна защита, как кольчуга карлику Тириону Ланнистеру, когда он повел бойцов на вылазку в финале второго сезона. А что же наш Роспотребнадзор, прославленный своими ристалищами с коллекторами?

Защита прав клиента — в его же интересах. Фото: ukhtagrad.ru.

Увы, данная структура пока работает мимо кассы.

Комментарий эксперта:
Могу сказать, что частный инвестор, неквалифицированный инвестор и квалифицированный тем более, не защищен Законом о защите прав потребителей. Он не получает ни процессуальную защиту, ни процессуальные преференции

И это очень печально, когда «Зима близко».

Базовый принцип, прописан в данном законе, – уточняет Андрей Пучковский, – заключается в следующем. Клиент имеет право ничего не знать о той услуге, которую приобретает. Это право потребителя – быть непрофессионалом и требовать, чтобы до него донесли, как пользоваться какого-то рода услугой, которую он приобретает

Соответственно, в судах около 90% споров с хозяйствующими субъектами выигрывают потребители. Но только, если не включать в статистику дебаты по проблемам на финансовом рынке.

Как любят ругнуться в Семи королевствах: «Седьмое пекло!»

Комментарий эксперта:
Вульгарное сравнение, но тем не менее: почему в инструкции на пылесос на 30 страницах с картинками написано, как им пользоваться, а в договоре с брокером на 100 страницах написано... Я тоже прошел этот клиентский путь – начал читать договор с одним из крупных брокеров. Честно говоря, я «поплыл» уже на 6-7 странице, вообще не понимая, что там говорится, и постоянно возвращаясь в глоссарий. Кстати, я так и не нашел тарифы – их просто нет

Использование сравнения с пылесосом не осталось незамеченным.

Если инструкция к пылесосу непонятна, наверное, такой пылесос лучше не покупать. И то же самое в отношении брокера – если ты что-то не понимаешь, то единственный и главный способ воздержаться от ошибок – это к этому продукту не подходить, а с этим партнером не иметь дело, – предупреждает президент Ассоциации российских банков, академик РАН (и великий «мейстер» метафорических аналогий) Гарегин Тосунян

Но такая рекомендация ситуацию не спасает. Ведь, по словам Андрея Пучковского, инструкция для пылесоса столь проста и содержательна именно потому, что потребители буквально «затерроризировали» изготовителя пылесосов. У изготовителя пылесосов нет шансов в суде, если пылесос причинит вред потребителю. А вот у брокера есть прекрасные шансы выиграть судебное разбирательство, если клиенту причинен вред.

В общем, уважаемый читатель: предупрежден – значит, вооружен.

Никогда не забывай, кто ты, — ведь другие не забудут

Между тем, проблема незащищенности частного инвестора на бирже гораздо шире, чем мы успели рассказать. Например, есть еще и такой вопрос: в какой очередности владельцы облигаций получат деньги при банкротстве компании? Первыми или окажутся в конце очереди кредиторов?

Брокер обещает, что не прогорите. Можно ли ему верить? Фото: iStock.

Данная проблема была затронута на одной из недавних конференций ГК «Финам». По словам руководителя отдела анализа долгового рынка «Открытия Брокер» Владимира Малиновскиого, все зависит от старшинства облигационного займа.

Заем может быть в статусе secured (обеспеченный) – когда какие-то реальные активы являются обеспечением выпуска; unsecured (необеспеченный) тогда очередь держателей наступает вслед за теми кредиторами, кто имел дело с обеспеченными займами. Или subordinated (субординированный) держатели таких облигаций стоят ближе к концу очереди.

При этом вероятность получить свои деньги отражается в доходности облигаций.