IPO в России. Что обещает год грядущий и как частному инвестору зайти в IPO?

566

На волне ажиотаже все больше инвесторов выбирают IPO как перспективный способ инвестирования. Аналитики рынка отмечают: при IPO не надо забывать о том, что для компании успех – выручить побольше денег, а для инвестора – купить перспективную акцию, причем дешево.  Простой вывод: перед нами обычная борьба продавца и покупателя.  При SPO логика та же. Так что вопрос цены акции при кампании не менее важен, чем вопрос, а не разорится ли фирма-эмитент. В этом году инвесторам предложат несколько интересных ценных бумаг – на слуху такие компании, как «Европлан», «Segezha Group», «Совкомбанк» и золотодобытчик «Высочайший». Вопрос о том, стоит ли вкладываться, нужно решать осмысленно – прибыль никто не гарантирует. Почему многие IPO в России оказались неудачными и как частному инвестору зайти в IPO?

Модные три буквы

IPO (Initial Public Offering) – это первичное публичное размещение акций компаний на бирже неограниченному кругу лиц.  Любой желающий инвестор, готовый заплатить компании деньги, может стать ее акционером (или увеличить свой пакет акций). В результате IPO в обращение выпускаются новые акции, а деньги от их продажи получает само акционерное общество. По итогам размещения уставный капитал растет.

IPO - это первичное публичное размещение акций компаний на бирже. Фото: moneymakerfinancial.com.

Бывает, что непрофессионалы смешивают IPO с SPO (Secondary Public Offering) – вторичным публичным размещением.  Общее действительно есть — это публичный характер кампании, доступность акций для всех способных их приобрести. Однако SPO не приводит к росту уставного капитала — общество не получает ни рубля от выручки. SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Проще говоря, старые крупные акционеры продают свои ценные бумаги в розницу.

В США IPO – обычное дело.  Что интересно, на IPO выходят не только крупные, многого добившиеся компании, но новички. Инвесторов приманивают обещаниями многократного роста доходов.  Разумеется, иногда эти обещания сбываются. Но на каждую Apple приходятся сотни стартапов, так и умерших в безвестности.

В погоне за IPO

В России фондовый рынок не так богат историей. Но и у нас есть примеры, которые заставляют задуматься. Продавец канцелярии «Живой офис» вышел на IPO в 2013 году, а уже через три года ушел с рынка и пошел на банкротство.

Можно вспомнить и менее печальный случай. Один из крупнейших банков страны ВТБ провел размещение в 2007 году по 13,6 коп. за акцию. С тех пор его котировки так и не восстановились (текущая цена 5,1 коп.). Хотя банк, слава богу, жив, здоров и платит дивиденды.

Ozon — удачный пример выхода на IPO. Фото: sistema.com.

Сейчас в России брокерские счета открыли более 11 миллионов человек. Качественных бумаг на всех не хватает. Котировки растут.  Инвесторы волей-неволей ищут потенциальные звезды – русские «яблоки» (не в смысле плоды, а местные Apple).

Компании, выходящие на IPO, ищут доступ к капиталу и новые источники финансирования, ведь акции не кредит – привлеченные при дополнительных эмиссиях деньги возвращать не надо.  Однако практика за прошлый и начало этого года складывается неоднозначно.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов говорит:

Комментарий эксперта:
Выбор ликвидных инструментов на российском рынке не так велик, как может показаться. Многие отрасли не представлены в принципе, поэтому каждый новый эмитент расширяет возможности инвесторов по диверсификации портфеля и привлекает пристальное внимание. Сейчас на рынках складывается благоприятная ситуация, которой спешат воспользоваться эмитенты, анонсируя IPO. В такие периоды у них появляется возможность привлечь в ходе размещения крупную сумму по высокой оценке. В качестве примеров удачных IPO за последний год можно привести размещения Ozon, ГК «Мать и Дитя», ГК «Самолет». Не самую лучшую динамику после размещения показывают акции «Совкомфлота»

На что смотрим

Аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов говорит:

В РФ за последний год были как удачные примеры покупок акций при размещении, так и провальные. Как правило, участие в IPO – это достаточно рискованная история, которая подходит далеко не всем, однако на волне ажиотажа, связанного с первичными размещениями в конце 2020 года и сейчас, все большее количество людей обращает внимание на этот способ инвестирования

Эксперт предупреждает: новичкам важно понимать, что тенденция минувшего года является временным явлением. Российский рынок, где в основном представлены так называемые «value» (компании с уже сложившимся бизнесом), может при участии в первичных размещениях давать совсем не те результаты, на которые рассчитывает инвестор.

Кстати, если на следующий день после размещения курс ценных бумаг летит вверх на десятки процентов, то на мой взгляд, это провал. Ответственный за подготовку продешевил.

Комментарий эксперта:
На западе зачастую убыточные технологические компании в рамках IPO умудряются привлекать значительные средства, а потом еще расти в цене в первые несколько недель и месяцев после размещения. Это происходит, в том числе за счет того, что на рынке сейчас много ликвидности, а инвесторы зачастую покупают «возможность роста», а не состоявшийся бизнес. Технологической компании часто намного проще масштабироваться и наращивать выручку и денежный поток за счет прироста подписчиков, если платформа и технологическая база для этого уже создана, а сервис или продукт, предоставляемый компанией, пользуется популярностью

Финансовый аналитик компании TradingView Игорь Кучма считает:

Не стоит забывать о рисках введения дополнительных санкций со стороны США и Евросоюза, что может привести к снижению интереса иностранных инвесторов к российским компаниям. Учитывая все эти факторы, скорее всего, вы сможете предугадать успех IPO

Что готовится

Итак, что следует ожидать на отечественном рынке конкретно?

Анонсированы и на слуху IPO компаний «Европлан», «Segezha Group».

Руководитель направления IPO QBF Джавида Исаева называет ближайшие и более отдаленные перспективы:

Комментарий эксперта:
«Европлан» был создан в 1999 году и является лидером лизингового рынка в сегменте автомобильного транспорта. Компания предоставляет в лизинг транспорт для предприятий малого и среднего бизнеса через сеть филиалов и представительств в 76 регионах России. Лизинговая компания ранее уже имела публичную историю. В декабре 2015 года ПАО «Европлан» в рамках IPO разместило 25% минус одна акция по верхней границе ценового диапазона – 570 рублей, объем привлеченных средств составил 3,274 млрд рублей (13,1 млрд рублей – оценка компании). В июне 2017 года была проведена реорганизация ПАО «Европлан»: лизинговая компания «Европлан» была выделена в отдельное юрлицо, а сам холдинг переименован в «Сафмар финансовые инвестиции»

Segezha Group — ведущий производитель лесопромышленной продукции. Оценка стоимости Segezha Group, проведенная компанией E&Y, составляет 124 млрд руб. (полная капитализация) или 10,38 руб. за одну акцию. Ожидается размещение 22,4% акций».

Также эксперт ожидает размещения банка «Совкомбанк» и золотодобытчика «Высочайший». X5 Retail Group (торговые сети – «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») также обсуждает планы отделения своего цифрового бизнеса и вывода на биржу этих онлайн-сервисов. О подготовке к IPO сообщал и автодилер «Рольф».

Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий замечает: «Для нас самое главное IPO этого года – это размещение компании Segezha Group. Инвесторы уже знают эту компанию по облигациям на МосБирже и составе холдинга «АФК Система».

«Сегежа» является уникальным активом с высокой маржинальностью бизнеса, растущим производством и защитой от девальвации рубля. Компания очень привлекательна для покупки, однако, как и на любом другом IPO, решение о покупке хорошего бизнеса должно приниматься исходя из цены размещения. По нашему мнению, справедливая оценка «Сегежа Групп» – 120-130 млрд. рублей. Соответственно, если цена будет выше, то мы не рекомендуем участвовать, поскольку не видим краткосрочного апсайда, если ниже – самое время для покупки

По мнению эксперта, будет интересно и IPO «Высочайшего». У этого золотодобытчика впереди реализация ряда проектов, направленных на рост объемов производства. Таким образом, если будет предложена адекватная рыночная цена, то компания интересна для участия, поскольку сохраняется потенциал роста и есть понятные катализаторы.

Комментарий эксперта:
В основном в РФ проходят неудачные IPO, что, по нашему мнению, связано с завышением справедливой оценки организаторами. Например, IPO «Совкомфлота» (судоходная компания) или «Обуви России» (торговая сеть). По контрасту за последний год мы можем назвать успешными IPO «Самолета» (девелопер) и Ozon (интернет-торговец), т.к. компании выходили на биржу, не будучи переоцененными. Частному инвестору, чтобы удачно зайти в IPO, необходимо разобраться в оценке предлагаемых ему акций, а также выявить потенциал роста и его драйверы. Любая покупка на фондовом рынке должна быть осознанной. Рано или поздно «хайп» по бумаге пройдет, и инвестор может потерять свой капитал