Невольные жертвы санкций. Россияне потеряли миллиарды рублей в зарубежных магазинах

Анастасия Гостищева
Анастасия Гостищева Анастасия Гостищева
Специализация: банки, страховые компании, МФО, НПФ, госфинансы, экономика.
1 минута чтения
0
1
603
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»
Комментировать

Невольными жертвами закрытых иностранных магазинов стали тысячи россиян, которые приобрели подарочные карты на миллиарды рублей. Теперь они не могут ни приобрести товар по этим картам, ни оформить возврат. Смогут ли люди вернуть деньги?

Подарочные карты потеряли ценность

О приостановке деятельности или закрытии уже объявили более 100 зарубежных компаний. Среди них — множество магазинов, которые ранее продавали подарочные карты.

Россияне потеряли деньги на подарочных картах Mango. Фото: yandex.net

В итоге люди, купившие подарочные карты, фактически лишились денег. Они не могут обменять их на товары, так как магазины закрыты.

Таких историй в интернете — тысячи. Один из пострадавших, Виктор Водяницкий, рассказал «Комсомольской правде», что купил для жены на 8 марта подарочную карту Mango и положил на неё 10 000 рублей. Когда сеть объявила о закрытии, то Виктору пришлось признаться супруге о подарке. Они сразу поехали в магазин, но уже не смогли реализовать карту.

Сколько потеряно и есть ли шанс вернуть деньги

Общий объём выпущенных в 2021 году подарочных карт в России составлял 450 млрд рублей. По самым скромным оценкам, зависли подарочные карты на несколько миллиардов рублей.

Как объяснил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, в мировой практике при закрытии магазина по подарочным картам делают возврат. Но то, что сейчас происходит в России, — уникальная ситуация.

Во-первых, многие компании не уходят из страны, а приостанавливают работу. Во-вторых, вернуть деньги, уже ушедшие за границу, сложно. Часть банков отключена от SWIFT (то есть недоступны переводы из-за рубежа). В остальные банки зарубежные компании боятся переводить деньги из-за возможных санкций.

Павел Сигал считает, что иностранные магазины будут пользоваться двумя вариантами:

  • либо договорятся с партнёрами, которые продолжают работать, и те будут принимать их подарочные карты,
  • либо сделают срок действия подарочных карт бессрочным, чтобы клиенты могли воспользоваться ими, когда возобновится работа.
Также первый вице-президент «Опоры России» исключил вероятность аннулирования подарочных карт, потому что это «серьёзные репутационные потери».