Кто такой страхователь

14047
Иван Блинов

Любой договор страхования содержит термины, поясняющие роли участников процесса. Разница между ними очевидна — один предоставляет услуги, другой их получает. Однако для полного понимания ситуации необходимо подробнее разобрать определение «страхователь».

Правовое основание понятия

В РФ существует закон «Об организации страхового дела», принятый 27 ноября 1992 года. Он регулирует процесс исполнения условий страховки обеими сторонами, заключившими договор.

Согласно ст. 927 ГК РФ ФЗ№ 14 от 26 января 1996 г. и ст. 1 ФЗ№ 40 от 25 апреля 2002 г., страхователем называют лицо, приобретающее страховку любого типа. На определение не влияют способы оплаты и заключения договора. Заявителем в 2020 году автоматически считается тот, кто выступает инициатором покупки услуг страховых компаний.

СПРАВКА! Страхователь и страховщик — это покупатель и продавец страховки в России. Клиентом может быть как компания, так и физическое лицо. А в роли продавца выступают только юридические лица, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности.

Отличие страхователя от других субъектов страхования

Чтобы не путаться в терминах, важно понимать разницу между субъектами страхования. Кто может принимать прямое или косвенное участие непосредственно в процессе оформления страховки:

  1. Страхователь — лицо, добровольно или в силу необходимости заключающее соглашение со страховой компанией и приобретающее полис;
  2. Страховщик — юридическое лицо, продающее финансовую защиту, сопровождающее сделки, обеспечивающее выплату материального возмещения при наступлении оговоренных в договоре случаев;
  3. Застрахованный — субъект, в отношении которого заключен договор.
СПРАВКА! Застрахованное лицо вправе отказаться от услуг страховой компании, поставив в известность инициатора и продавца. После официальной регистрации отказа страховка будет аннулирована.

В страховых делах фигурируют еще два понятия — выгодоприобретатель и собственник. Выгодоприобретателем является тот, кто получает материальное возмещение в предусмотренных договором случаях. Собственником считается лицо, владеющее застрахованными активами. Клиент страховой компании не всегда собственник, поэтому он может не быть выгодоприобретателем.

Кто может быть страхователем?

Им могут быть только полностью дееспособные совершеннолетние лица. Согласно законодательству, заключать сделки со страховыми компаниями имеют право граждане, достигшие 18 лет к моменту подписания договора. Лица 14−17 лет считаются лишь частично дееспособными и могут действовать только с письменного разрешения родителей или опекунов.

Что нужно для заключения договора:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • дополнительные бумаги и справки в зависимости от характера объекта: кредитный договор, документы на имущество, технические паспорта, заключения оценщика и другие.

Также в роли страхователя могут выступать лица, действующие от имени собственников объектов страхования. Обязательное условие — наличие документов, подтверждающих полномочия.

Клиентами страховых компаний могут быть и граждане других государств, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Иностранцы наделены такими же правами и обязанностями в вопросах страхования, что и россияне.

Юридические лица тоже могут обращаться в страховые компании в случае перестрахования, а также с целью финансовой защиты имущества и сотрудников предприятий. Договоры с ними заключаются на тех же основаниях, что с физическими лицами.

Нормативные права и обязанности страхователя

При заключении договора стороны принимают условия сделки. Законодательство не предусматривает конкретных нюансов, поэтому страховые компании могут составить свой перечень прав и обязанностей клиентов. Однако существуют позиции, которые всегда остаются неизменными.

Клиент страховой компании имеет право:

  • запрашивать информацию по своему делу в бумажном или электронном варианте;
  • досрочно расторгать договор;
  • обращаться в суд в спорных ситуациях со страховщиком;
  • привлекать независимых экспертов;
  • получать компенсацию при наступлении страхового случая.

Обязанности зависят от конкретного вида страхования. Но так же, как и в случае с правами, во всех договорах есть общие пункты. Клиент должен:

  • вовремя оплачивать стоимость полиса;
  • уведомлять компанию об изменении цены застрахованного объекта;
  • соглашаться на экспертную оценку;
  • соблюдать порядок обращения за страховкой.

В договоре можно указать дополнительные права и обязанности сторон. Каждый из этих пунктов должен соблюдаться наравне с основными.

СПРАВКА! Полный перечень обязательных прав и обязанностей можно узнать в финансовой организации еще до заключения договора.

Примеры схем страхования

Большинство схем предполагает, что страхователь одновременно является выгодоприобретателем и собственником. Человек, заключающий договор со страховой компанией от своего имени и оплачивающий ее услуги, имеет право получать возмещение при наступлении страхового случая.

Есть и вторая схема, когда лицо оплачивает полис от имени собственника объекта страхования. В таком случае этот гражданин не является выгодоприобретателем — им будет собственник.

А возможна другая ситуация. Пример: кредитор может добровольно застраховать финансовые риски. Следовательно, он выступит в роли инициатора договора и выгодоприобретателя. Если кредитор не получит от заемщика оплаты по кредиту, то сможет перекрыть финансовые издержки за счет страховой выплаты.

Крайне редко встречается схема, где роли достаются трем разным людям или компаниям. Это бывает в случаях, когда закон предусматривает ограничения на получение собственником суммы страхового возмещения и выгодоприобретателем становится другое лицо.

Заключение

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что независимо от условий договора, его субъекты остаются неизменными. Однако прежде чем соглашаться на сделку со страховыми компаниями в 2020 году, необходимо изучить права и обязанности сторон относительно интересующего вида сотрудничества.

Статья была полезной?
4 0