Выйти

С либерализацией ОСАГО предложили не торопиться

Полина Егиазарян
25 марта 2019 г. 17:49

Представители страховых компаний ждут начала либерализации ОСАГО после падения средних цен на полисы с января, однако Минфин перенес новые поправки в закон об «автогражданке».

От коэффициентов откажутся нескоро

С новой версией поправок планируют оказаться от коэффициента мощности транспортного средства и увеличить выплаты за ущерб жизни и здоровью до 2 млн рублей. Сегодня максимальный размер компенсации составляет 500 тыс. рублей. Однако, как пишет «Коммерсант» страховые компании опасаются, что ведомство отложит запланированный к 2023 году выход на свободные тарифы.

Чем быстрее будет запущена реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО, тем быстрее аккуратные водители (а их около 80%) начнут платить меньше за полисы», — отмечает глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Прежние планы Минфина включали в себя отмену коэффициентов мощности автомобиля при расчете полиса с 1 сентября текущего года. С 1 сентября 2020 года также планировалось отменить коэффициент территории. Вместо этого страховым компаниям ведомство обещало еще два расширения тарифных коридоров: на 30% и на 40%. Но Минфин представил в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства новую версию поправок, согласно которому ведомство «подвинет» отказ от КМ до 1 октября 2020 года. Однако отказ от КТ при этом перенесут на 1 января 2020 года. Также Минфин предлагает с 1 января будущего года увеличить в четыре раза выплаты за ущерб жизни и здоровью по «автогражданке» — до 2 млн рублей.

«Пьяное вождение» не повлияет на стоимость полиса?

Минфин также предлагает добавить к расширению тарифного коридора «факторы вероятного причинения вреда». К ним предлагают отнести манеру езды, отследить которую поможет установка на автомобиль телематического оборудования, привлечение к административной ответственности за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также выезд на встречную полосу и «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда». При этом, за чей счет будет установлено телематическое оборудование, проект ведомства не уточняет.

Эти пункты поправок Совет по кодификации раскритиковал.

Ничем не ограниченное указание может привести к необоснованному и не всегда предсказуемому увеличению тарифов, что является недопустимым с учетом обязательного характера страхования», — говорится в заключении совета.

Также Минфин отказался указывать в списке факторов, которые повлияют на цену полисов, привлечение к ответственности за вождение в нетрезвом виде.

В законопроекте учитываются только административные правонарушения. Кроме того, за «пьяное» вождение лишают прав больше, чем на год», — рассказал ТАСС замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Однако юристы уверены, что такое нарушение является тем самым фактором, который напрямую увеличивает степень риска.

Проект Минфина Совет по кодификации не поддержал. Но страховые компании опасаются, что из-за трудностей согласования реформы ОСАГО в будущем и переноса сроков отказа от некоторых коэффициентов в пользу расширения тарифного коридора могут затянуть переход на свободные тарифы ОСАГО. Ранее либерализация «автогражданки» была запланирована на 2023 год.

Благодаря январской реформе тарифов ОСАГО за первые два месяца 2019 года средняя премия по «автогражданке» снизилась на 3,1% до 5 600 руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя выплата по ОСАГО, напротив, выросла до 65 800 руб., на 3,2%. Страховщики отмечают, что произошло это благодаря расширению границ тарифного коридора на 20%, а также изменению коэффициентов возраста-стажа.