в России
На главную страницу

Страховщикам запретили выдавать одни услуги за другие и навязывать дополнительные

Источник —

«Ну, зачем вам только ОСАГО, возьмите ещё Каско! Вдруг с вашей машинкой что-то случится?  А ещё оформите-ка страховой полис на себя! И всю свою семью, дом, собаку и бабушку. Вот на Западе это весьма популярно – там все страхуются…».

Очень знакомый диалог, который больше не состоится. С 7 мая страховым компаниям запретили навязывать клиентам дополнительные услуги и выдавать одни страховки под видом других. 

Недобровольное страхование

Например, вам в дополнение к полису ОСАГО настойчиво рекомендуют Каско. Защиту от угона, например, апеллируя тем, что «вот такую модель автомобиля, как у вас, угоняют чаще всего». Разделить навязывание и профессиональную рекомендацию непросто, но вы, как потребитель, должны самостоятельно оценивать ситуацию. В конце концов, отталкиваться от своих финансов. Эксперты отмечают, что в период, когда полисы ОСАГО были труднодоступны, и страховые компании несли крупные убытки по ОСАГО, навязывание других услуг встречалось чаще. Сейчас такое встречается редко.

Теперь не только страховые компании, но и их посредники не смогут навязать вам дополнительные опции. Более того, при оформлении полиса страховщик должен будет буквально «разжевать» вам все условия договора и убедиться, что вы все пункты поняли правильно и согласились.

Такие нормы прописаны в базовых стандартах защиты прав потребителей страховых услуг и совершения страховщиками операций на финансовом рынке. Стандартов должны придерживаться все страховые компании: если они нарушат условия, им будут грозить штрафы до 40 тыс. рублей и изгнание с рынка.

Контролем ситуации займётся Всероссийский союз страховщиков вместе с Центробанком РФ, ведомства будут реагировать на жалобы клиентов.

Инвестиция ценою в жизнь

Отдельным пунктом в базовом стандарте упоминают «Инвестиционное страхование жизни». Такой вид страховки часто предлагали в банках под видом вкладов, ценных бумаг и ПИФов. «Выберу.ру» в начале апреля писал, что такая практика называется мисселингом – когда сотрудники финансовых и нефинансовых организаций выдают один продукт за другой. Банк России неоднократно обращал внимание на такие случаи.

Сотрудники банков не сообщают клиентам полную информацию о рисках и особенностях ИСЖ, например, что ИСЖ не попадает под государственное страхование. Кроме того, такой договор не гарантирует получение дохода.

Страхование жизни — самый быстро растущий сегмент страхового рынка за последние два года. Иногда институты обуславливают предоставление одной услуги приобретением другой. Если вы приобретете такую услугу у нас, соответственно, у вас будет какая-то скидка по другой услуге. Или они продаются только в комплекте. Зато для вас это будет выгоднее, чем, если вы будете покупать одну. Ну, это, в общем-то, навязывание. Если человек заинтересован в какой-то одной конкретной услуге, вторая может его вообще не интересовать. Как это скажется на клиентах? Хорошо. Почему? Финансовые услуги, такие как страхование, по своей структуре несколько сложнее, чем банковские депозиты. Часто люди не всегда отдают себе отчет в том, что именно они приобрели и что они могут получить. Поэтому требования так подробно разъяснять, безусловно, большой плюс для создания цивилизованного финансового рынка», — рассказал BusinessFM эксперт сферы финансов и банковского дела московского отделения «Опоры России» Владимир Григорьев.

Отказ от страховки – проблема банка

Нововведение затронуло ещё одну проблему: так называемый «период охлаждения». Это время, в течение которого вы можете отказаться от страховки по кредиту.

К примеру, вы оформили кредит в банке, и вам для снижения процентной ставки предложили оформить полис страхования жизни или от возникновения финансовых рисков. Вы согласились, потому что без страховки ставка была на 2% выше. Но позже вы узнали, что вам за страховку придётся выплачивать деньги в счёт кредита, а без скидки в 2% сумма кредита была бы такая же, если не меньше.

В таком случае вы можете в течение «периода охлаждения» отказаться от полиса – прийти в банк и сообщить об этом. «Период охлаждения» длится 14 дней с момента подписания договора. Допустим, вы успели в срок, но вам отказывают в расторжении договора, так как банк поздно сообщил страховому агенту об отказе. Теперь опоздание банка – не ваша проблема. С новыми правилами вы всё равно сможете вернуть деньги за страховку, главное – уложиться в 14 дней.

По словам самих страховщиков, новые правила должны повысить доверие клиентов к институту страхования.

Правда и мифы о деньгах – выбери наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться