в России
На главную страницу

Чем рискованнее, тем дороже. Как изменятся цены на ОСАГО для разных категорий водителей?


15 октября в Госдуме готовится к рассмотрению законопроект о либерализации ОСАГО. Это значит, что если его окончательно примут, то цены на полисы будут гибкими и станут зависеть от манеры вождения: чем рискованнее, тем дороже. К тому же будут увеличены страховые выплаты, отменены некоторые коэффициенты, расширен ценовой коридор. Пока не до конца ясно: станет полис ОСАГО дороже или дешевле. Есть мнение, что цены могут повыситься до 82%.

Закон грядущий нам готовит…

Проект Федерального закона № 754963−7 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” готовит много изменений. Выделим основные:

  • увеличить возмещение по жизни и причинению вреда здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей;
  • установить перечень факторов, которые могут учитывать страховщики при определении базовых ставок по полисам;
  • ввести возможность использования телематических устройств, которые будут учитывать характеристику вождения;
  • с 1 января 2020 года отменить коэффициент территориального использования транспортного средства;
  • с 1 октября 2020 года отменить коэффициент, связанный с мощностью автомобиля;
  • с 1 января 2020 — 30 сентября 2020 установить коридор цен 40% от базовой стоимости;
  • с 1 октября 2020 года установить коридор цен 30%.

Все эти изменения ведут к тому, что возможности страховщиков по формированию цен станут шире. ЦБ устанавливает базовую ставку и потолок цены, а страховщик анализирует водителя и решает — сколько тот заплатит.

Авторы законопроекта отмечают, что это избавит от уравниловки, когда законопослушные аккуратные водители платят за тех, кто нарушает ПДД. К тому же авторы отмечают, что существующая система тарификации несправедлива и не может отразить цену полиса, которую заслуживает каждый из водителей.

                 Источник: Яндекс

Цель изменений — разрешить страховщикам предоставлять скидки исходя из характера вождения, личностных качеств водителя, соблюдения ПДД и т. д.

Это решит ещё одну проблему. Страховые компании часто отказывались в оформлении полисов без дополнительных страховок — для них ОСАГО убыточен. Гибкие цены помогут страховщикам самостоятельно регулировать количество поступлений. 

Один из ориентиров для расчета индивидуальных тарифов — телематические датчики, которые анализируют около 5 тыс. параметров вождения. Это небольшое устройство, которое устанавливается на аккумулятор. Оно простое в использовании, не требует специальных знаний для установки. Телематический датчик невозможно перепрограммировать, обмануть или подменить его данные. Если устройство неисправно, то само подаст эту информацию страховщику. При замене автомобиля трекер будет переставлен.

Все собранные данные обрабатываются big data, и формируется предложение: скидка или доплата.

Пока автомобилисты будут устанавливать трекер добровольно по заявлению в адрес страховщика. Если телематическое устройство установлено, то данные с него будут обязательно учитываться в расчете полиса. 

Как сообщает “Коммерсант”, участники рынка пока видят много пробелов в законе и непонятных моментов. Например, заплатят ли больше те, кто отказался от трекера и как изменится цена после анализа водителя. 

По образу и подобию КАСКО

Подобная система расчетов тарифов на страховку не новинка. Телематические датчики давно используются при расчете КАСКО. Изначально полис продается по максимальной цене, затем датчик анализирует манеру вождения и в следующем полисе уже учитывается скидка. Аккуратный водитель может сэкономить до 35%. По ОСАГО пока такой выгоды никто не подсчитал.  

Цены: повышаются или падают?

Что будет с ценой — не известно. В законе прямо не сказано, как новые правила будут влиять на стоимость. Однако будем рассуждать так:

Коэффициенты по территории использования будет упразднен, а значит для некоторых регионов цены упадут, для некоторых повысятся. Например, для Москвы сейчас коэффициент 2. Получается, что для них стоимость полиса значительно снизится. В районах центрах — повысится. Для многих областных центров ничего не изменится.

Коэффициент по мощности будет упразднен, а значит Жигули будут стоять на одной ступени с Мерседесом. Первые расстроятся, вторые обрадуются. 

Коридор цен на полисы расширен на 40% специально, чтобы сделать отмену коэффициентов плавной и незаметной. Но стоимость полисов устанавливает страховщик, а как он это будет делать покажет практика. Повышение на 82%, о котором говорят, возможно при стечении нескольких обстоятельств, но скорее исключение. Страховщики прекрасно понимают, что многие водители отказываются от ОСАГО, а повышение стоимости полиса увеличит долю уклонистов. Цель законопроекта — сделать цены гибкими и справедливыми, а не загнать автомобилистов в финансовую кабалу.

Правда и мифы о деньгах – выбери наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться