Попали под раздачу. Набиуллина раскритиковала страховщиков за то, что они наживаются на клиентах

494
Анастасия Гостищева

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что не все финансовые продукты имеют ценность для потребителей. В частности, многие страховые полисы, по сути, абсолютно бесполезны. Поэтому она предложила скорректировать их так, чтобы под страховые случаи подпадали реальные жизненные ситуации.

В карманах страховщиков оседает слишком много денег

В качестве примера Набиуллина привела страхование жизни и здоровья заёмщиков, а также банковских карт и мобильной техники. В 2020 году общая сумма выплат застрахованным ипотечным заёмщикам составила всего 10% от собранных премий.

То есть, ипотечные заёмщики в совокупности заплатили страховым компаниям, например, 10 млрд рублей, но получили в качестве выплат всего 1 млрд рублей.

Набиуллина раскритиковала страховые компании. Фото: temabankov.ru

В страховании заёмщиков, которые оформили автокредит и потребительский заём, этот показатель составил всего 5%. Уровень выплат в страховании банковских карт и мобильных устройств ещё ниже — 4% и 1% соответственно.

При этом в других странах показатель выплат по аналогичным видам страхования в разы выше.

Возникает вопрос: зачем вообще нужны такие страховки, зачем люди за них должны платить? Мы, конечно, понимаем, что уровень выплат — не единственный критерий потребительской ценности. Но всё же это индикатор того, что не всё здесь в порядке», — сказала глава ЦБ

Наведёт порядок

В связи с этим Центробанк планирует регулировать рынок по следующим ориентирам:

  • оправдание разумных ожиданий клиента (в страховании: соответствие страховых случаев реальным жизненным ситуациям),
  • никаких сложностей при покупке финансового продукта,
  • простота и удобство получения страховых выплат или дохода.

Страхование заёмщиков. Фото: i.ytimg.com

По словам Набиуллиной, это «будет способствовать здоровой конкуренции на рынке» и росту доверия к финансовым организациям. Пока же компании клиентоориентированны только на словах и «регулярно злоупотребляют доверием клиентов». Так что ЦБ «приходится постоянно ужесточать требования к продуктам, продажам, обслуживанию» через Госдуму.

«Закручивание гаек» не нравится всем

Это не нравится рынку, который считает, что так блокируются даже хорошие продукты. Но у ЦБ нет другого выхода, кроме как «бить по хвостам» всех подряд:

Мы сами тоже не слишком счастливы от того, что приходится постоянно закручивать гайки, потому что так мы просто бьём по хвостам. Только в последнюю сессию Госдумы было принято 12 законов, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг. И это ненормально, что у нас нет сейчас другого пути, кроме такого постоянного наращивания контролирующих полномочий