Один из популярных продуктов для бизнеса — банковские гарантии. Эту услугу предоставляют компаниям все крупные банки. Из статьи вы узнаете, что такое банковская гарантия, как она работает, когда используется, сколько стоит и кто принимает участие в сделке.
Банковская гарантия (БГ) — это поручительство банка или другой финансовой организации за одну из сторон сделки. Банк гарантирует, что участник сделки исполнит свои обязательства по отношению к другому участнику. Если обязательства не будут исполнены, гарант берёт их выполнение на себя. БГ широко используется в различных направлениях как способ финансового обеспечения. Примеры, для чего нужна банковская гарантия:
Оформление банковской гарантии регламентируется положениями статей 368–379 ГК РФ. В указанных статьях содержатся базовые нормы законодательства, касающиеся отношений между участниками сделки, их ответственности, прав и обязанностей.
Банковская гарантия часто используется при взаимодействии предприятий с другими компаниями и государственными структурами. Часто этот инструмент применяется с целью упрощённого возврата НДС, для получения отсрочки при покупке оборудования, по уплате таможенных пошлин.
Коммерческая банковская гарантия работает так: финансовая организация (гарант) обязуется выполнить условие сделки, если это не сделает сторона, получившая поручительство. При предоставлении гарантии банк заключает с клиентом договор с указанием денежной суммы, которую получит продавец или кредитор.
Независимая гарантия выгодна для всех сторон, участвующих в сделке. Поручитель получает комиссию за свои услуги, кредитор или продавец — причитающиеся ему деньги, покупатель — товар на выгодных для себя условиях. В некоторых случаях гарантия даёт возможность заключить договор на строительство или ремонт объекта, например, в рамках государственных закупок.
Организация, выступающая в качестве гаранта, минимизирует свои риски. Каждый клиент подвергается тщательной проверке. Кроме того, в обмен на предоставление гарантии банк может потребовать обеспечение в виде поручительства третьих лиц или залога. Это стандартная практика при кредитовании, но гарантия отличается от кредита тем, что лицо, за которое поручился гарант, не получает денег.
В процессе оформления гарантийного обязательства принимают участие 3 стороны: принципал — тот, кто обращается за гарантией, бенефициар — тот, кто получает деньги по гарантии, гарант — тот, кто обязуется выплатить деньги бенефициару, если принципал не исполнит свои обязательства.
Принципал выступает получателем гарантии. Он обращается к гаранту и платит ему комиссию за то, что тот обеспечит выполнение обязательств перед третьей стороной — бенефициаром.
Например, компания выиграла тендер на оказание услуг и должна внести на специальный счёт 20% от стоимости контракта. Но выводить эти деньги из оборота невыгодно. Принципал приобретает банковскую гарантию, и это позволяет не замораживать на счёте собственные средства.
Бенефициар (выгодоприобретатель) — тот, кто получает деньги от гаранта, если принципал не исполняет обязательства. Выгодоприобретателем по банковской гарантии являются поставщик или заказчик. Рассмотрим на примерах, как работает банковская гарантия:
Бенефициару выгоднее получить причитающуюся сумму по гарантии, чем судиться с покупателем или подрядчиком. Если принципал не выполняет обязательства, гарант выплачивает бенефициару всю сумму сразу, а в случае судебного разбирательства должник может выплачивать задолженность частями в течение нескольких месяцев.
Гарантом выступает банк или другая организация, которая поручается за принципала и выплачивает денежные средства бенефициару, если принципал окажется недобросовестным и не исполнит обязательства в оговоренный срок. До 2015 г. гарантами могли быть только банки, после 2015 г. гарантии могут предоставлять любые коммерческие организации.
Исключение — таможенные и налоговые гарантии: их имеют право выдавать только банки, занесённые в реестры.
Гарантии подразделяются на 4 вида, в зависимости от того, какие обязательства они обеспечивают. Это может быть авансовый платёж, залог или обеспечительный взнос по контракту, полная оплата услуг или поставок товаров. Также гарантии разделяются по видам в зависимости от типов сделок, бенефициаров и принципалов.
Тендерная гарантия предоставляется в рамках госзакупок, которые в России проводятся в форме тендеров или открытых торгов. Закупки проводятся в соответствии с законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Отличие в том, что 223-ФЗ разрешает участвовать офшорным компаниям, а 44-ФЗ — нет.
По условиям торгов, компания, которая предложит наименьшую цену, получает контракт на оказание услуг, выполнение работ или поставку товаров. Но в тендерах могут принимать участие недобросовестные подрядчики, которые получают контракт, а потом не выполняют его условия. Поэтому применяется схема, защищающая госучреждения от неисполнения подрядчиками договорных обязательств.
Подрядчик должен внести на специальный счёт залог в размере 10–20% от суммы контракта. Деньги замораживаются до заключения контракта или до выполнения его условий. Компания может внести собственные средства или воспользоваться тендерной гарантией на сумму залога.
Есть три вида гарантий, в зависимости от того, что обеспечивается:
Начиная с января 2022 года, тендерные гарантии могут быть не только банковскими, но и независимыми. Полный перечень организаций, имеющих право выступать в качестве гарантов, содержится в п. 1 ст. 45 ФЗ−44.
В тендерной гарантии обязательно указывается следующее:
В некоторых случаях заказчик не требует обеспечивать исполнение контракта. Требуется ли обеспечение, прописывается в тендерной документации.
При оформлении налоговой гарантии принципалом выступает налогоплательщик, а бенефициаром — налоговые органы. Налоговые гарантии может предоставлять только банк, присутствующий в реестре Минфина. Гарантия этого вида оформляется в следующих ситуациях:
В разных банках могут отличаться срок и сумма гарантии, комиссия за выдачу и виды обеспечения, если оно предусмотрено. В качестве обеспечения банковской гарантии банки рассматривают денежные средства, залог недвижимости, оборудования, другого имущества.
К оформлению таможенной гарантии прибегают организации, которые импортируют товары в Россию и уплачивают ввозную таможенную пошлину. В этой сделке гарантом выступает банк, занесённый в реестр Федеральной таможенной службы, которая выступает в качестве бенефициара.
Прежде чем товар будет ввезён в Россию, за него нужно уплатить пошлину. Но компаниям это невыгодно, потому что деньги за реализованный товар они получают не сразу. Период ожидания может составить несколько месяцев. Банк, аккредитованный Федеральной таможенной службой, предоставляет поручительство, и импортёр получает отсрочку по уплате пошлины. После полной или частичной реализации компания уплачивает пошлину.
Таможенная гарантия позволяет:
Банковская таможенная гарантия обеспечивает обязательства участников ВЭД по уплате, отсрочке и рассрочке таможенных пошлин, налогов и пеней. Документ может быть выдан в бумажной или цифровой форме.
Такое поручительство называют договорной банковской гарантией. Оно гарантирует исполнение обязательств в рамках заключенного контракта и позволяет защитить бенефициара от убытков, полученных в результате нарушения условий договора принципалом. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств по контракту оформляется в трёх случаях:
Разновидность договорной БГ — платёжная. Она гарантирует оплату работы исполнителя заказчиком. При неисполнении обязательств по оплате гарант перечислит исполнителю нужную сумму, а потом потребует эти деньги с заказчика.
Для получения банковской гарантии заявитель должен соответствовать определённым условиям. Каждый банк вправе самостоятельно устанавливать цену банковской гарантии и требования к организациям, при этом они не должны противоречить законодательству. Стандартные условия для получения поручительства:
Банки могут предъявлять требования к обеспечению, но поручительство может быть выдано и без него. Обеспечение, которое может потребовать гарант для покрытия рисков:
При выдаче банковской гарантии без обеспечения банк увеличит комиссию. Также для снижения рисков гаранта может быть оформлено страхование банковской гарантии. Этот инструмент применяется для платёжных и некоторых других видов гарантий.
Содержание договора должно соответствовать положениям ГК РФ. В гарантийном документе обязательно указываются условия банковской гарантии:
Если договор банковской гарантии содержит не все обязательные условия, он может быть признан недействительным. В таком случае гарант может отказаться выплачивать сумму обеспечения бенефициару, ссылаясь на то, что гарантия не действующая. Но Верховный суд пояснил, что ответственность за ошибки должен нести гарант.
Стоимость банковской гарантии выражается в виде комиссии, которую принципал выплачивает гаранту. Размер комиссии банк устанавливает самостоятельно. Стоимость тендерных банковских гарантий обычно составляет 10% от суммы обеспечения — для обеспечения контракта, 5% — для участия в торгах.
Каждый гарант самостоятельно разрабатывает перечень документов, которые должны предоставлять юридические лица и индивидуальные предприниматели. Стандартный список документации для юрлиц и ИП приведён в таблице:
Юридические лица | Индивидуальные предприниматели |
|
|
Для получения гарантии сначала нужно выбрать из утвержденного перечня организацию, которая будет её предоставлять. Для налоговых, таможенных и тендерных гарантий разработаны отдельные перечни. Для договорных поручительств такого перечня нет, поэтому заявитель должен выбирать организацию самостоятельно, ориентируясь на такие критерии:
Выбрав потенциального гаранта — банк или другую коммерческую организацию, нужно подготовить пакет документов и подать заявку — обычно это можно сделать онлайн. Сотрудник организации свяжется с заявителем и поможет оформить банковскую гарантию (или независимую, если заявитель обращается не в банк) не выходя из дома, проконсультирует по поводу дальнейших действий.
Срок действия банковской гарантии прописывается в гарантийном документе. Тендерная должна действовать столько времени, сколько предусмотрено законом 44-ФЗ:
Для таможенных гарантий установлен срок — 3 месяца после наступления срока исполнения обязанности по гарантии (уплата пошлин, налогов, сборов). Срок действия налоговой гарантии устанавливает ФНС. Он составляет:
Срок, в течение которого действует договорная гарантия, определяется соглашением сторон.
Тендерную гарантию можно проверить на действительность в реестре, который сейчас доступен для банков и заказчиков. Если участнику торгов необходимо узнать номер записи в реестре, нужно отправить запрос банку-гаранту, который сформирует и предоставит заявителю выписку из реестра. Чтобы проверить подлинность налоговой гарантии, необходимо направить запрос в ФНС, таможенной — в ФТС.
В соответствии со ст. 45. ч. 9. Закона № 44-ФЗ, реестр содержит:
Принципал может отказаться от гарантии по нескольким основаниям: