Закупки для нужд государственных и муниципальных ведомств, а также организаций, в которых участвует государство, регламентируются законом и проводятся по определённым правилам. Рассказываем, какие способы закупок существуют, как их выбирают и в чём их особенности.
Все способы закупок делятся на две разновидности: конкурентные и неконкурентные. Конкурентные — закупки, в которых участники соревнуются между собой за право заключить договор с заказчиком. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, должны соблюдаться следующие условия:
Неконкурентные закупки производятся у единственного поставщика без конкурсов. Такой способ применяется реже и имеет множество ограничений на использование.
Способ осуществления закупок определяет заказчик. Однако при этом он должен опираться на правила, установленные законом, и обязан избегать необоснованного сокращения количества участников тендера.
Определение закупочного способа зависит от многих факторов:
Неправильный выбор способа госзакупки влечёт за собой административную ответственность. Штрафы за подобные нарушения прописаны в ст. 7.29 КоАП РФ и составляют от 30 до 100 тыс. рублей.
Все торги проводятся в электронной форме на специальных площадках, утверждённых государством. Список таких платформ опубликован на сайте ЕИС.
Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо получить электронную подпись и пройти процедуру аккредитации. После этого компании откроется доступ к личному кабинету и закупочным процедурам.
Порядок и правила проведения закупок регламентируют разные нормативные акты. В зависимости от того, кто является заказчиком, применяются следующие законы:
Коммерческие организации также могут проводить торги, порядок и способ осуществления которых устанавливают сами. Главное, чтобы они не противоречили ГК РФ и закону № 135-ФЗ.
Все текущие госзакупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ 615 размещены на сайте ЕИС. Пользователи могут найти нужный тендер по цене, дате, наименованию и местонахождению заказчика.
Конкурентные и неконкурентные способы закупок бывают разных видов.
Конкурентный порядок проведения госзакупок предполагает, что в конкурсе может участвовать любой желающий. Требования к участникам торгов и характеристикам закупаемой продукции устанавливает заказчик. Он же выбирает наиболее выгодное из поступивших предложений. Конкурентные способы — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.
Аукцион — способ госзакупок, при котором компании размещают заявки на участие без указания стоимости. Цены озвучиваются во время проведения аукциона. По результатам этого мероприятия определяется победитель, с которым заключается контракт.
Существует две разновидности аукционов:
При организации госзакупок по 44-ФЗ регламентируются значения шага от последней предложенной цены. Они должны составлять от 0,5 до 5%.
Конкурс предполагает подачу заявок на участие с указанием условий сделки и цен. Победитель соревнования определяется не только по ценовым показателям, но и по другим критериям, важным для заказчика. Последние прописывают в закупочных документах:
Процедура проведения конкурса зависит от его разновидности. В открытых конкурсах могут участвовать все желающие, в закрытых — компании, приглашённые организатором торгов.
Запрос котировок — способ организации закупок, при котором заказчик размещает заказ и собирает заявки от участников. Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену. Такой формат организации торгов позволят найти исполнителя в короткие сроки — от четырёх дней.
В соответствии с законом 44-ФЗ, проводить запрос котировок можно, если цена контракта не превышает 10 млн рублей. Исключения составляют случаи, когда предметом договора выступают лекарственные средства, жильё для сирот и некоторые другие категории товаров.
Госзакупки с помощью запроса предложений организуют в рамках действия закона 223-ФЗ. Процедура проведения торгов похожа на запрос котировок. Отличие лишь в том, что участники направляют предложения не только по ценам, но и по другим параметрам. Победителем становится компания, чья заявка больше всего соответствует требованиям заказчика.
Переторжка — повторная организация торгов. К ней прибегают, если заказчика не устроили предложенные варианты. В этом случае участники подают скорректированные заявки с более подходящими условиями.
Для обозначения неконкурентных способов закупок также используют понятие прямые закупки. Заказчик определяет поставщика без процедуры отбора и напрямую заключает с ним договор.
Чтобы произвести покупку товаров или услуг у единственного поставщика, необходимо обосновать такую необходимость. Применять этот вариант можно только в тех случаях, когда использование конкурентных методов невозможно или не столь важно.
К таким ситуациям относятся:
При необоснованном выборе такого способа проведения закупочных процедур должностные лица подвергаются административному наказанию.
Они проводятся в единственной форме — закупка у единственного поставщика. Допустимый годовой объём таких госзакупок ограничен суммой 2 млн рублей или 10% от закупочного оборота заказчика.
Разновидность закупки у единственного поставщика — электронная малая закупка. Эта процедура используется только для приобретения товаров с общей ценой контракта не более 3 млн рублей.
Хотя способ проведения закупочных процедур заказчик определяет самостоятельно, он должен обосновать свой выбор. Правильность обоснования проверяют в процессе контрольных мероприятий.
Электронный аукцион — один из самых распространённых способов проведения госзакупок. Законом определены случаи, когда он используется:
В нормативных документах прописано, что аукцион не может быть использован для приобретения услуг по организации детского отдыха и лечения.
Запрос котировок тоже используют в определённых случаях, когда:
Существуют также дополнительные ограничения, в соответствии с которыми этот способ можно применять при годовом объёме закупок с использованием запроса котировок до 20% от общей суммы. Ограничение приостановлено и не действует до конца 2026 года.
Такой способ госзакупок используют, если для заказчика важна не только цена, но и другие характеристики товаров, услуг или поставщиков. Однако и для этого варианта действуют ограничения. Его нельзя использовать, если:
Если заказчику нужна минимальная цена и объём закупок небольшой, конкурс можно заменить на проведение аукциона или запрос котировок.
Закрытые конкурсы проводятся в случаях, которые обозначены в ч.13 ст. 24 Закона № 44-ФЗ. Их используют:
Чтобы провести госзакупку таким способом, требуется согласование федерального органа исполнительной власти.
Все ситуации, когда заказчик может использовать неконкурентные способы закупок, определены в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом же разделе прописан порядок проведения такой процедуры и требования к её организации.
Закупка у единственного поставщика — предмет пристального контроля надзорных ведомств. При использовании этого метода заказчик обязан проинформировать контрольные органы в сфере закупок и предоставить обоснование закупочных цен.
Составление документации — обязательное требование, которое должно соблюдаться при проведении госзакупок.
Закупочная документация — пакет документов, определяющий требования и условия госзакупки. Она составляется в произвольной форме, но с соблюдением положений законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В документации указывают:
В пакет документов входят положение о госзакупке, извещение о проведении закупочных мероприятий, формы заявок и иных документов, инструкции по оформлению документации, проект госконтракта и др.
Основной документ закупочного процесса — положение о закупке. Им руководствуется заказчик на всех этапах госзакупки. Положение включает:
Заказчик разрабатывает и публикует положение в ЕИС в течение 15 суток с даты утверждения. Документ утверждают органы управления организации.
План закупок — ещё один документ, который размещается в ЕИС. Он определяет основные параметры закупочной деятельности компании на определённый промежуток времени. В плане должны быть указаны следующие пункты:
Планы закупок составляются на определённые сроки — минимум на один год. Планы на приобретение отдельных категорий товаров должны быть сформированы на срок не менее трёх лет.
Извещение — это документ, который информирует участников о проведении закупочных процедур. Содержит основные сведения о тендере и краткое описание условий проведения.
Извещение о закупке публикуется на портале ЕИС. Сроки размещения зависят от способа закупки и составляют от 5 до 15 дней до даты окончания периода подачи заявок.
Требования к оформлению заявок и перечню прикладываемых участниками документов определяет заказчик. Обычно в состав бумаг входят:
Часто заказчики требуют представить бухгалтерский баланс за последний отчётный период и справку об отсутствии долгов по налоговым платежам.
Все решения комиссии по осуществлению госзакупок фиксируются в протоколах. Заказчик составляет протоколы рассмотрения и оценки заявок участников, подведения итогов определения поставщика и другие разновидности.
В итоговом протоколе указывают, почему был выбран победитель, по каким причинам те или иные заявки были отклонены. Также прописывают, почему закупка не состоялась.
Контракт — договор, который заказчик заключает с победителем тендера. В этом документе указывают объём взаимных обязательств, прописывают все условия сделки, права и обязанности сторон.
Контракт на осуществление госзакупок должен быть подписан не ранее чем через 10 суток и не позже через 20 суток с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Помимо контракта, стороны могут заключать дополнительные соглашения, определяющие детали сделки.