Компании, нарушившие условия государственных закупок, попадают в список недобросовестных поставщиков. Это чревато рядом негативных последствий. Рассмотрим, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), возможно ли исключение из РНП участника государственных закупок раньше установленного срока и какая информация включается в РНП.
Для минимизации рисков при проведении госзакупок ведётся реестр недобросовестных поставщиков — это своеобразный чёрный список поставщиков, участников госзакупок, чьё поведение помешало заключению или исполнению договоров. Эта информация особенно важна для заказчиков. Видя репутацию потенциальных поставщиков, они исключают риски в процессе выбора. Кроме того, именно заказчики направляют в антимонопольную службу сведения, что победитель закупок допустил существенное нарушение обязательств, условий, сроков исполнения контрактов.
Задача контролировать, проверять, отслеживать список возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В соответствии с действующим законодательством ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей осуществляется электронно. Список размещён на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) и находится в свободном доступе. Данный реестр ведётся постоянно. Информация формируется после рассмотрения заявлений, направленных в ФАС и заполненных по установленной форме. В обращении указываются данные о заказчике, закупке и причина, почему запись должна быть включена в реестр.
Принцип проведения государственных закупок и заключения контрактов установлен Федеральным законом № 44‑ФЗ. Общая схема следующая:
Когда процесс идёт без нарушения законодательства, всё хорошо. Если попадается ненадёжный поставщик, нарушающий порядок ведения закупочных процедур или выполнения контракта, то заказчик обязан сообщить об этом в Федеральную антимонопольную службу. Причин, по которым исполнителя могут включить в список РНП, несколько:
При расторжении контракта по соглашению сторон включать сведения об этом в реестр не будут. В рамках 223‑ФЗ заказчик имеет право устанавливать требования к участникам закупок об отсутствии сведений в реестре по 223‑ФЗ и по 44‑ФЗ. При этом он может использовать как оба реестра, так и один из них. То есть заявка участника может быть отклонена, если осуществлено включение сведений в один или два реестра. В рамках 44‑ФЗ заказчик может пользоваться только реестром по 44‑ФЗ.
Заказчик обязан передавать сведения в ФАС о неблагонадёжных поставщиках. Информация об участнике торгов и руководителе передаётся с даты признания нарушения закупки по 44‑ФЗ. Поэтому, даже если учредитель выйдет из общества и передаст полномочия другому лицу, он будет нести ответственность. При этом есть важные моменты включения в РНП. Учредителей вносят в реестр с учётом размера их доли в уставном капитале и степени влияния на принятие решений.
Причины внесения в РНП:
Уклонение — это ситуация, когда контракт не подписан в течение 5 дней, не представлено или не полностью представлено обеспечение его исполнения. Для подтверждения, что обеспечение есть, необходимо к контракту прикрепить копию платёжки или независимой гарантии. Только после этого исполнитель может подписать контракт. Если этого не произошло, через 5 дней заказчик обязан составить протокол, зафиксировав данные о закупке, наименование юридического лица или ИП, указав, почему оформляется претензия. На это заказчику выделяется 3 рабочих дня.
Необходимо помнить, что исполнитель будет признан уклонившимся, если на момент, когда нужно подписывать контракт, обеспечение не поступило на счёт заказчика либо независимая гарантия отсутствует в реестре или не отвечает требованиям.
Отправить информацию в реестр недобросовестных поставщиков по 223 ФЗ заказчик может, если победитель не подписал договор. Другие причины не установлены. Подать заявление на включение в РНП по 223 ФЗ — обязанность заказчика.
Для включения в реестр необходимо в течение 30 дней с момента заключения контракта или с даты, когда истёк срок подписания договора, направить в ФАС заявление, включающее копию протокола закупки и подтверждение отказа от сотрудничества.
При проведении торгов все стороны заинтересованы в том, чтобы каждый точно и в срок выполнял взятые на себя обязательства. Но так бывает не всегда. Поэтому и создан список тех, кто нарушает договорённости. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения обо всех компаниях и индивидуальных предпринимателях, которые нарушили законодательство в сфере закупок, отказались от исполнения обязательств, сорвали контракт, не выполнили условия. Нахождение в списке чревато рядом проблем:
Кроме того, компании, попавшие в реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, по решению антимонопольных органов рискуют своей репутацией. Выбирая их, заказчик понимает, что могут быть проблемы.
РНП — это в закупках знак, что с данным исполнителем могут быть проблемы. Запрет в течение двух лет участвовать в торгах не открывает перспективы развития бизнеса. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы не оказаться в реестре:
При нарушении сроков или условий контракта помните, что данные в реестр автоматически не вносятся, так как это определённая процедура. Обратитесь к юристам, которые специализируются на госзакупках. Высока вероятность, что вам помогут избежать негативных последствий.
При нарушении срок включения в РНП — два года. Удаление информации из списков происходит автоматически.
Выйти из РНП досрочно можно, если обжаловать решение в суде. По решению суда ФАС удалит запись досрочно.
Проверьте контрагента следующим образом:
Сведения будут отображены из РНП по 44 ФЗ, 223 ФЗ и ПП РФ 615. Вам будет выдана информация о недобросовестном поведении, на основании какого закона осуществлялось внесение данных, причина, дата признания, исключения.
Включение информации в РНП не осуществляется при отсутствии оснований, если при одностороннем отказе заказчик сам нарушал законодательство или не смог подтвердить факт нарушений со стороны исполнителя. При этом поставщик смог доказать, что принимал все меры, чтобы выполнить договор.
В реестр, который ведёт Федеральная антимонопольная служба, не будут включать участников госзакупок, не исполнивших свои обязательства, если исполнение контракта невозможно из-за санкций и ограничений, установленных зарубежными странами.