Новости и статьи

Почему греется двигатель машины

0
0
Водители часто сталкиваются с проблемой закипания мотора. Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) более надёжные, реже перегреваются, но на дороге случаются разные ситуации. Разберёмся, почему греется двигатель машины, какая температура двигателя автомобиля считается нормальной. Рассмотрим, почему закипает машина и можно ли предотвратить перегрев, если понять заранее, что у мотора появились проблемы. Также расскажем, какие ошибки допускают водители авто, к чему они могут привести.
Содержание статьи
  • Как понять, что двигатель перегревается
  • Визуальные признаки перегрева
  • Показания приборной панели
  • Необычное поведение автомобиля
  • Основные причины перегрева двигателя
  • Неисправности в системе охлаждения
  • Проблемы с циркуляцией масла
  • Загрязнение радиатора и системы охлаждения
  • Поломка термостата или помпы
  • Сбои в работе вентилятора
  • Перегрузка двигателя и экстремальные условия
  • Некачественное топливо или его недостаток
  • Повреждения уплотнений и пробок
  • Проскальзывание ремня привода
  • Чем грозит перегрев двигателя
  • Повреждение головки блока цилиндров
  • Поломка прокладки ГБЦ
  • Заклинивание поршней
  • Общий износ и выход двигателя из строя
  • Что делать, если двигатель начал перегреваться
  • Пошаговые действия в дороге
  • Как безопасно остудить двигатель
  • Путешествие или мини-поездка
  • Когда обращаться в сервис
  • Ошибки, которых стоит избегать при перегреве
  • Нельзя открывать крышку радиатора сразу
  • Опасно лить холодную воду в горячий двигатель
  • Не стоит продолжать движение при сильном перегреве
  • Профилактика перегрева двигателя
  • Регулярное ТО системы охлаждения
  • Контроль уровня антифриза и масла
  • Проверка состояния термостата, помпы, вентиляторов
  • Устранение мелких неисправностей до их осложнения
  • Как подготовить авто к жаре или дальним поездкам
  • Как понять, что двигатель перегревается

    Чтобы предотвратить серьёзные проблемы, важно научиться быстро распознавать первые признаки перегрева и знать причины, по которым греется машина. Рассмотрим основные моменты.

    Визуальные признаки перегрева

    Некоторые признаки того, что происходит перегрев, видны невооружённым взглядом:

    1. Пар из-под капота. При сильном перегреве охлаждающая жидкость закипает и появляется густой белый пар, напоминающий дым.
    2. Лужи под машиной (обычно зелёные, красные, жёлтые). Это признак того, что течёт антифриз.
    3. Запах гари или антифриза. Когда масло перегревается, то теряет свойства. Это приводит к перегреву деталей двигателя. Появляется неприятный запах горящего масла. У антифриза химический, сладковатый запах.
    4. Деформация шлангов, пластиковых деталей. В норме все детали автомобиля должны быть без внешних повреждений, деформаций, трещин и вздутостей.

    Визуальные признаки, показывающие, что автомобиль перегрелся, помогают своевременно распознать проблему и предотвратить серьёзные поломки. Главное — немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, дать остыть мотору (минут 30), проверить уровень охлаждающей жидкости, когда всё остынет.

    Показания приборной панели

    Приборная панель — основной источник информации о состоянии всех систем автомобиля. Показания с неё позволяют понять, что греется мотор автомобиля, и определить причины. Если машина перегрелась, могут включаться следующие индикаторы:

    1. Стрелка датчика температуры перемещается в красную зону. Рабочие значения охлаждающей жидкости находятся в пределах от 80 до 100 градусов. Если стрелка или показания прибора поднимаются выше, мотор перегревается.
    2. Индикаторы температуры. В разных машинах это может выглядеть по-своему: появляется красный символ термометра, надписи TEMP, COOLANT, CHECK COOLANT и т. п.
    3. Индикатор Check Engine. Он показывает, что система управления двигателем обнаружила ошибку или неисправность. Мигающий Check Engine говорит о том, что нужна срочная остановка, а постоянно горящий — указывает на ошибку в системе.
    4. Индикатор LOW COOLANT. Падение уровня охлаждающей жидкости.
    5. Красная маслёнка на панели. Показывает, что давление масла критически низкое. Причин этому несколько: низкий уровень масла, неисправность насоса, редукционного клапана, датчика давления, утечка. Проблемы с давлением масла быстро приводит к перегреву.

    Во многих автомобилях индикатор перегрева срабатывает, когда температура уже значительно выше критических значений. В результате владелец авто не успевает принять предупреждающих мер. Поэтому важно следить не только за приборной панелью, но и за поведением автомобиля.

    Необычное поведение автомобиля

    Когда автомобиль нагревается на ходу, это отражается на его поведении:

    • падает мощность, снижается тяга при нажатии педали газа, автомобиль плохо разгоняется, особенно при подъёме;
    • появляются вибрации, двигатель троит и работает неравномерно;
    • меняется звук работы двигателя: появляется металлический стук, двигатель работает громче;
    • отключается кондиционер, а вентилятор печки переходит на максимальную мощность;
    • появляются необычные звуки из-под капота: шипение, скрип, металлический лязг.

    Что делать при перегреве двигателя? Фото: нейросеть

    Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо заглушить двигатель, отрыть капот, дать всем системам полностью охладиться. Если проблема повторится, лучше вызвать эвакуатор.

    Основные причины перегрева двигателя

    Чтобы предотвратить проблемы, необходимо понимать, почему перегревается двигатель автомобиля, какие факторы вызывают повышение температуры мотора и препятствуют нормальному охлаждению. Перечислим вероятные причины нагрева и перегрева двигателя в движении.

    Неисправности в системе охлаждения

    Система охлаждения защищает двигатель от перегрева. Любая её неисправность грозит критическим повышением температуры мотора:

    • Утечка охлаждающей жидкости. Происходит из-за коррозии, механических повреждений радиатора, износа патрубков, неплотного соединения хомутов, разгерметизации помпы. Проявляется видимыми подтёками антифриза под автомобилем, появлением сладковатого запаха в салоне.
    • Воздушные пробки. Возникают при неправильной замене охлаждающей жидкости, разгерметизации системы. В результате двигатель прогревается неравномерно, периодически перегревается.
    • Засорение системы охлаждения. При использовании некачественной жидкости в системе могут появляться накипь и отложения. В систему может попадать старый герметик, оставшийся после ремонта. В результате снижается эффективность теплообмена, повышается температура даже при исправности других компонентов.
    • Дефекты радиатора. Соты радиатора забиваются пухом, в него попадают насекомые, грязь. Могут появляться коррозия, механические повреждения. Если пробка радиатора или расширительного бачка негерметична, клапан, поддерживающий давление, не обеспечит оптимальную температуру, двигатель может перегреться даже при небольших нагрузках.

    Рекомендуется регулярно контролировать уровень, состояние антифриза, промывать систему, производить своевременную замену изношенных компонентов.

    Проблемы с циркуляцией масла

    Моторное масло выполняет смазывающую и охлаждающую функции, отводя при езде порядка 40% тепла от нагревающихся деталей. Последствия нарушения его циркуляции приводят к тому, что растёт температура и возникает перегрев. Основные причины нарушения циркуляции:

    • Низкий уровень масла. Он начинает уменьшаться в процессе эксплуатации машины в связи с естественным угаром, но могут быть утечки через сальники, прокладки. Уровень ниже нормы приводит к появлению сизого дыма из выхлопа, повышенному шуму работы двигателя. На оборотах на приборной панели может мигать лампа давления масла. Проблема приводит к перегреву поршневой группы, заклиниванию коленвала. Каждую тысячу километров пробега нужно проверять уровень масла.
    • Засорение фильтра. Проблема возникает при использовании некачественных фильтров или при нарушении интервалов их замены. Признаки: падает давление масла на прогретом двигателе, горит аварийная лампа на холостых оборотах, раздаётся характерное подвывание редукционного клапана.
    • Поломка масляного насоса. Могут разрушиться или износиться шестерни, заклинить редукционный клапан. Проблема решается только полной заменой детали с промывкой.
    • Загустение масла. Проблема появляется, если нарушается интервал замены жидкостей, зимой используется масло, рассчитанное на лето, или наоборот. Основные признаки: индикатор температуры масла перемещается в красную зону, в морозы двигатель запускается с трудом.
    • Засорение каналов. Проблема локализуется в коленвале, головке блока, у дизельных двигателей — в турбине. Проявляется стуком на прогретом двигателе, увеличением температуры, недостатком масла.

    Для предотвращения проблемы и исключения последствий рекомендуется менять масло, фильтры в соответствии с регламентом, использовать оригинальные жидкости и запчасти.

    Загрязнение радиатора и системы охлаждения

    Радиатор, система охлаждения — своеобразные лёгкие двигателя. Если они загрязняются, нарушается теплообмен, что приводит к перегреву. Загрязнение может быть двух видов:

    1. Внешнее. Из-за скопления в летний сезон тополиного пуха, пыльцы, налипания грязи, зимой — реагентов, осенью — листьев, мелкого мусора.
    2. Внутреннее. Коррозия, накипь, продукты разложения антифриза. Кроме того, засоряются тонкие трубки радиатора.

    Лёгкие засоры можно убирать самостоятельно, сложные — устранят в автосервисе.

    Поломка термостата или помпы

    Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, а помпа обеспечивает её движение. Если термостат сломан — двигатель перегревается или в холодное время долго прогревается. Неисправная помпа — отсутствие нормальной циркуляции антифриза, что чревато локальными перегревами. Признаки поломки термостата или помпы: шум из-под капота, скачки температуры, протечка антифриза, снижение уровня охлаждающей жидкости.

    Сбои в работе вентилятора

    Вентилятор обеспечивает охлаждение радиатора в условиях большой нагрузки, в том числе в ситуациях, когда машина оказывается в пробке. Если вентилятор охлаждения неисправен, двигатель закипит. Повреждённый вентилятор может издавать скрежет, шум, треск, неравномерно работать.

    Перегрузка двигателя и экстремальные условия

    В пробках, особенно на жаре, двигатель работает на высоких оборотах. В экстремальных условиях он быстро перегревается. Стандартные системы могут не справиться с его охлаждением. В результате произойдёт потеря мощности. Рекомендуется снизить нагрузку, остановить машину для охлаждения.

    Некачественное топливо или его недостаток

    Если остаётся мало топлива, высока вероятность его неравномерной подачи, потери мощности и перегрева элементов топливной системы. Использование бензина, содержащего примеси, приводит к неполному сгоранию, увеличивая температуру в камере. Топливо с низким октановым числом может вызвать детонацию в двигателе, которая увеличит температуру горения. Низкокачественное топливо, в котором могут быть грязь, вода, примеси, засоряющие форсунки, фильтры, приводит к нарушению его подачи и перегреву.

    Повреждения уплотнений и пробок

    Пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), треснувший расширительный бачок нарушают герметичность системы. Падает уровень охлаждающей жидкости, появляется белый дым из выхлопа.

    Проскальзывание ремня привода

    Растянутый ремень и высокая степень его изношенности приводят к потере сцепления и проскальзыванию. Появляются скрип, свист, нехарактерные звуки из-под капота, особенно при трогании с места и разгоне.

    Основные причины перегрева двигателя. Фото: нейросеть

    Чем грозит перегрев двигателя

    Перегрев двигателя — одна из наиболее опасных неисправностей, которая может привести к ремонту.

    Повреждение головки блока цилиндров

    В результате перегрева металл ГБЦ деформируется, нарушается его геометрия, появляются трещины, возможны прогорание прокладки, повреждение поршневых колец, разрушение компонентов двигателя. В результате компрессия теряется, масло попадает в антифриз. Как итог — ремонт или даже полная замена ГБЦ.

    Поломка прокладки ГБЦ

    Перегрев может привести к прогоранию прокладки ГБЦ. Она обеспечивает герметичность между ГБЦ и блоком. Её повреждение приводит к утечке охлаждающей жидкости и масла, потере компрессии.

    Заклинивание поршней

    Критический перегрев приводит к расширению и заклиниванию поршней. Двигатель резко останавливается с характерным стуком, провернуть коленвал невозможно. Особенно это опасно для дизелей.

    Общий износ и выход двигателя из строя

    Перегревание двигателя приводит к деформации деталей, потере герметичности, задирам, заклиниванию, разрушению системы охлаждения. При систематическом перегреве в несколько раз ускоряется износ, сокращая ресурс двигателя.

    Что делать, если двигатель начал перегреваться

    Правильные действия в первые минуты после перегрева помогут минимизировать ущерб и предотвратить необходимость капитального ремонта.

    Пошаговые действия в дороге

    Когда стрелка температуры подошла к красной зоне или перешла её, в худшем случае пошёл пар из-под капота, главное — сохранять хладнокровие и действовать по следующему алгоритму:

    1. Включить печку на максимальный нагрев.
    2. Открыть окна, чтобы не перегреться самому.
    3. Включить аварийную сигнализацию.
    4. Снизить скорость без резкого торможения.
    5. Съехать на обочину. Не глушить мотор.
    6. Открыть капот. Дать поработать мотору ещё пару минут на холостых оборотах и с работающей печкой для равномерного остывания. Включённый мотор продолжит гнать охлаждающую жидкость по системе.
    7. Заглушить двигатель. Ничего не трогать в течение 30–40 минут.
    8. Завести двигатель после полного остывания. Если все датчики и показатели в норме, продолжить движение. При наличии проблем вызвать эвакуатор.

    Эти простые действия позволят уменьшить возможные проблемы и безопасно остановиться.

    Как безопасно остудить двигатель

    После аварийной остановки подождите не менее 30 минут. Не предпринимайте никаких действий. Когда двигатель остынет, на холодном проверьте уровень охлаждающей жидкости. Осмотрите радиатор, детали авто на предмет утечек жидкости или масла. При необходимости долейте антифриз или воду.

    Путешествие или мини-поездка

    При первых признаках перегрева, когда стрелка температуры приближается к красной зоне, включите систему отопления или климат-контроль на максимальный обогрев. Печка входит в систему охлаждения и помогает отвести тепло от двигателя. Включите обдув. Если подует горячий воздух, всё работает правильно – тепло успешно отводится.

    Увидели, что стрелка температуры показывает уменьшение нагрева? Можно продолжать движение с минимальной нагрузкой, снизив обороты. Если же из печки при включении полного нагрева пойдёт прохладный воздух, нужно без резкого торможения съехать на обочину, выключить двигатель и дать ему остыть. Скорее всего, уровень охлаждающей жидкости недостаточный. После полного остывания двигателя долейте антифриз, продолжите движение без нагрузки. Найдите автосервис для тестирования системы охлаждения.

    Когда обращаться в сервис

    Даже если двигатель после перегрева работает нормально, рекомендуется посетить автосервис и пройти полную диагностику. Это позволит выявить скрытые проблемы и предотвратить капитальный ремонт в будущем.

    Когда обращаться в сервис при перегреве двигателя? Фото: нейросеть

    Ошибки, которых стоит избегать при перегреве

    Зачастую водители, увидев пар из-под капота или стрелку на приборной панели, упавшую в красную зону, начинают совершать ошибки. Эти действия усугубляют ситуацию и способны превратить небольшой перегрев в полноценную катастрофу для двигателя или себя. Разберём самые опасные действия, которых следует избегать, чтобы сохранить мотор и не получить травму.

    Нельзя открывать крышку радиатора сразу

    Одна из самых распространённых и опасных ошибок: попытка сразу после остановки открыть крышку расширительного бачка:

    • давление, под которым находится охлаждающая жидкость, порядка 1,5 атм;
    • температура кипения — до 130 градусов.

    Представьте, что произойдёт, если в такой ситуации открыть крышку. Дождитесь полного остывания, затем накройте крышку плотной тканью. Откручивайте её медленно, постепенно снижая давление.

    Никогда не открывайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе. Это может привести к выбросу кипящего антифриза и ожогам.

    Опасно лить холодную воду в горячий двигатель

    Желание быстро охладить двигатель, залив его холодной водой, приводит к следующим последствиям:

    • появление микротрещин в металле;
    • деформация ГБЦ;
    • термический шок для блока цилиндров.

    Дождитесь полного остывания. Используйте только тёплую воду или доливайте холодную, но маленькими порциями.

    Не стоит продолжать движение при сильном перегреве

    Нельзя продолжать движение, не реагируя на перегрев. Мотор будет перегреваться, масло терять смазывающие свойства, что приведёт к значительным повреждениям клапанов, поршней, цилиндров и других деталей автомобиля.

    Профилактика перегрева двигателя

    Предотвратить проблему проще, чем устранять её последствия. Грамотная профилактика позволит своевременно выявить потенциальные проблемы и избежать поломок.

    Регулярное ТО системы охлаждения

    Техническое обслуживание автомобиля необходимо проходить регулярно, выполняя следующие виды работ:

    • полная замена антифриза — каждые 2–3 года или в соответствии с рекомендациями производителя (обычно каждые 40–60 тысяч км пробега);
    • промывка системы — при каждой замене жидкости;
    • проверка герметичности соединений;
    • диагностика давления (опрессовка).

    Нужно использовать антифриз, рекомендованный производителем. Смешивание разных типов охлаждающей жидкости может привести к снижению эффективности системы.

    Контроль уровня антифриза и масла

    Проверять уровень антифриза на холодном двигателе рекомендуется 1 раз в неделю. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной отметками на бачке. При проверке масла важно следит за его состоянием. В нём не должно быть посторонних вкраплений.

    Проверка состояния термостата, помпы, вентиляторов

    Важно контролировать работу всех компонентов системы охлаждения. При корректной работе термостата прогрев двигателя занимает не более 7 минут. Вентиляторы должны включаться без посторонних шумов, как и помпа. Регулярная диагностика термостата, помпы, вентилятора — ваша страховка от внезапных поломок.

    Устранение мелких неисправностей до их осложнения

    Незначительные неполадки способны привести к проблемам. Подтекающий патрубок или ослабленный хомут станет причиной серьёзного перегрева в сложных условиях.

    В системе охлаждения мелочей нет.

    Как подготовить авто к жаре или дальним поездкам

    Имейте запас антифриза (2–3 литра). Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Очищайте радиатор и кондиционер от загрязнений. Перед дальней поездкой проведите комплексную диагностику системы охлаждения, проверьте работу всех датчиков.

    Постарайтесь избегать дальних поездок и пробок в жаркие дни и часы. В особо сложных условиях (жара, пробка, подъём) для дополнительного охлаждения включайте печку и открывайте окна.

    0
    Поделиться

    Поделитесь своим мнением:

    0/2000