Игрушка на батарейках: стоит ли покупать электромобиль в России?

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
171
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
5 минут чтения
3
0
236
Комментировать

В чем преимущества и недостатки электромобилей, по какой цене можно купить электромобиль и как китайские электромобили сказались на уровне продаж в России и почему не стоит торопиться с приобретением машины нового поколения? Сравним плюсы и минусы покупки электромобиля в России.

Чем старше мальчики, тем дороже их игрушки? Источник Freepik

Плюсы: Электромобили дешевле бензиновых в эксплуатации

Отбросим в сторону рассказы про заботу об экологии, очистку окружающей среды и прочее благодаря отказу от бензина и дизеля. Так себе мотивация для того, чтобы купить электромобиль в России, когда видишь на дороге какой-нибудь старый КАМАЗ, нещадно чадящий чёрным дымом из выхлопной трубы. Рядовому водителю гораздо важнее комфорт, низкие расходы на заправку и техническое обслуживание, и тут плюсы неоспоримые.

Электричество дешевле горючего. Простой расчёт: бензиновый автомобиль в среднем потребляет 10 литров на 100 км, стоимость одного литра, условно, 47,8 рублей. Итого 478 рублей за 100 км. На электромобиле для преодоления аналогичного расстояния потребуется около 20 кВтч заряда. На зарядных станциях в среднем берут 17 рублей за кВтч. Получаем 340 рублей. Разница ощутимая, да?

А если приобрести зарядное для электромобиля, и заряжать аккумулятор из розетки, то 1 кВтч обойдется в 4−5 рублей в зависимости от тарифа в вашем регионе.

Что касается ТО, то машинам на электротяге не нужна замена масла и расходников мотора, типичных для авто с двигателем внутреннего сгорания. Разве что надо доливать масло в редуктор раз в 30 тысяч км и время от времени менять фильтр кондиционера в салоне.

Отдельный плюс — это езда без шума, разгон с места с максимальным крутящим моментом и плавность хода. Ну и в конце концов, новые технологии — это всегда круто, модно, интересно.

Так что если у вас есть желание и финансы, то вперед за новой игрушкой! Цена на электромобили в России варьируется от 500 тысяч до 10 млн рублей в зависимости от модели, пробега, и. т. д. Согласно недавнему опросу, проведенному «Открытие Авто», 82% водителей в России готовы купить электромобиль, цена которого менее 2 млн, 17% готовы выложить от 2 до 5 млн и лишь 1% — от 5 до 10 млн.

Экономим деньги на топливе, но тратим время на подзарядку? Источник Freepik 

Минусы: долгая подзарядка и потеря пробега

Есть у «электричек» ряд эксплуатационных недостатков, которые вряд ли понравятся водителю-любителю. Прежде всего, это долгая «зарядка» тяговой батареи (EVB): при дешевом медленном тарифе вам потребуется 1,5−2 часа, чтобы пополнить запас батареи с 1% до 100%, а в домашних условиях — в гараже или паркинге — и вовсе уйдет 10−12 часов. При этом запас хода на треть меньше, чем на бензиновом автомобиле: примерно 200 км против 300 км на одном баке. За поездку, например, из Москвы к морю в Сочи длиной 1300 км получим шесть зарядок и полсуток простоя. Вряд ли ваши попутчики — семья или друзья — обрадуются такой перспективе, даже если обожают путешествовать.

Во-вторых, в российских регионах сеть зарядных станций пока развита очень слабо. Если в Москве на сегодняшний день насчитывается 3,5 тысяч ЭЗС, то в вышеупомянутом Сочи — по данным ДубльГИС, всего 49, а где-нибудь во Владивостоке и того меньше — 28. Так что, помимо долгой зарядки, придется тратить время на поиск станции.

Ну и надо понимать, что электромобиль — это компьютер на колёсах с огромным числом электронных блоков, датчиков, контроллеров и микропрограмм. В нашем суровом климате с резкими перепадами температур и зимних дорогах со всеми возможными реагентами нужно максимально бережно относиться к такой технике, иначе ваш «электрический конь» очень быстро выйдет из строя.

Кстати, не значит, что электромобиль в России нельзя оставлять на улице зимой, но учтите: чем холоднее, тем меньше емкость батареи в силу химических реакций. А ведь часть заряда идет на отопление салона. Потеря пробега в зависимости от интенсивности мороза может достигать 20−30 км.

Ещё один минус, перекрывающий многие плюсы от езды на электротяге: по мере эксплуатации батарея теряет эффективность и через 10−15 лет исчерпает свой ресурс. Замена вылетит вам в копеечку. Возьмем для примера Audi e-tron 2018 года, ценник которой 5,8 млн рублей, а новая батарея стоит 2 млн, не считая установки и замены комплектующих. Да, это вам не ДВС за 100−250 тысяч — не обязательно новый. Поэтому дважды подумайте перед покупкой: а оно вам надо?

Ну и наконец, ещё большой вопрос — насколько экологичны электромобили. Да, спору нет, при эксплуатации машина не сжигает топливо и не производит вредных выбросов в атмосферу. Но надо понимать, что электричество для подзарядки не берется из ниоткуда — ежедневно в режиме 24/7 вырабатываются ГЭС и ТЭЦ. Как понимаете, это далеко не экологически чистый процесс. Плюс, для разработки батарей для электромобилей требуется добыча редкоземельных металлов, таких как литий, кобальт и никель. Да и утилизация отработавших EVB не менее вредна, чем выбросы CО2. Так что не ведитесь на миф об экологичности электротранспорта.

Ударили российские морозы, а мы в ответ ударим покупкой китайских электоромобилей? Источник Freepik

Как с продажами электромобилей в России и на кого ориентироваться?

За первые девять месяцев 2023 года было продано 8 723 новых электромобиля в России, что практически в пять раз больше, чем за три первых квартала прошлого года — 1 804.

Способствуют росту продаж точечные меры поддержки, такие как скидка 25% при покупке в кредит отечественного электромобиля, отмена транспортного налога на электрокары, бесплатный проезд по платным дорогам и отдельные парковки. Плюс, рынок заполняют китайские электромобили, такие как Voyah, Evolute и Zeekr, которые стоят минимум в два раза дешевле немецкого Volkswagen и американской Tesla, а по качеству и надежности ничуть не хуже.

С другой стороны, эти 8 723 проданных электромобилей в России с января по сентябрь — лишь 0,96% от всего автомобильного рынка в России, так как за этот период суммарно продано 906 тысяч машин. Ещё меньший процент по количеству зарегистрированных авто: 30 тысяч электрокаров среди 45 млн легковушек по состоянию на сегодняшний день — 0,07%.

Наверное, бессмысленно сравнивать с Европой, где доля рынка «электричек» уже достигла 15%. Но вот в соседней Грузии количество зарегистрированных электрокаров составляет 23 тысячи при населении в три раза меньше, чем электромобилей в Москве, а общее число от автопарка достигло уже 4%.

В чем секрет бума в Грузии? Отлаженный импорт и отсутствие акциза, утвержденный правительством план электрификации автопарка, согласно которому через 10 лет количество экологически чистых машин на дорогах должно достичь 90%.

Так что нам есть куда стремиться и у кого поучиться, тем более к программе развития данной отрасли в нашей стране есть огромные вопросы, ведь четкой стратегии, увы, нет, и есть только точечные меры. По данным аналитиков, полная электрификация автотранспорта произойдет в России лишь к 2050−2060 годам.

Купить электромобиль в России или нет?

На сегодняшний день электромобили в России — скорее, экзотика, чем средство передвижения, и слабые объемы продаж это наглядно подтверждают. Для широких российских масс такой вид автомобиля — пока не вариант: дорого, неудобно и непрактично. Много технических минусов и мало инфраструктуры, которая скрашивала бы недостатки. И пока не появится детальная стратегия развития электротранспорта, сформированная на уровне правительства страны, как в Грузии, больших подвижек ждать не стоит.

Но, конечно, решение за вами. Если вы молодой и перспективный работник IT-сферы, увлечены ультрасовременными технологиями, проживаете в Москве или Подмосковье, а машина вам нужна исключительно для поездки на короткие расстояния — домой в офис и обратно — то почему нет? Тогда электромобиль — идеальный вариант для вас. Технологично, экономично, интересно, ну и просто круто!

3
0
236
5
Рейтинг статьи 5 из 5
Теги: Авто