Новости и статьи

От АвтоВАЗа до Haval: на каких заводах собирают легковые автомобили в России в 2025 году?

0
0
Всё смешалось в российском автопроме за последние три года. На место мировых автобрендов Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan, Peugeot пришли китайские автопроизводители. В списке российских брендов автомобилей появились загадочные отечественные марки, наподобие Solaris и XCite. Из небытия вернулся «Москвич». Самой продаваемой иномаркой вдруг стал кроссовер сборки с Тульского автозавода. Попробуем разобраться во всех этих метаморфозах отечественной автопромышленности. «Выберу.ру расскажет, какие российские заводы производят и собирают автомобили и как отечественные производители делят между собой сферы влияния в 2025 году. Наконец, мы узнаем о том, как обстоят дела у ведущих российских производителей автомобилей АвтоВАЗа и УАЗа
Содержание статьи
  • Крупные автомобильные заводы в современной России
  • АвтоВАЗ: Полмиллиона машин на два завода
  • УАЗ: Автомобили не для всех
  • Sollers: От Toyota Land Cruiser до клонов JAC
  • Haval: Единственный автозавод в своём роде в России
  • «Автотор»: Omoda C5 вместо Cadillac Escalade
  • Бывшие заводы VW и Peugeot в Калуге: 135 автомобилей на двоих
  • ГАЗ: Легковые автомобили больше не актуальны
  • Автомобильные заводы в России в 2025 году. Полный список
  • Крупные автомобильные заводы в современной России

    Где производят легковые автомобили в России сегодня? География автозаводов в нашей стране огромная: Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Ульяновск, Ижевск, Елабуга, Тула, Ульяновск, Калуга, Калининград. За прошлый год российские предприятия суммарно выпустили 756 000 легковых машин. Это максимальный показатель с 2021 года, когда в нашей стране функционировали предприятия Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan, Peugeot и многие другие ведущие автокомпаний мира.

    Какие заводы собирают машины в России? Фото: нейросеть 

    Кто в лидерах, а кто только разгоняется после нескольких лет вынужденного простоя и строит при этом весьма амбициозные планы?

    АвтоВАЗ: Полмиллиона машин на два завода

    Волжский автомобильный завод или просто АвтоВАЗ — это без преувеличения флагман, гигант российского автомобилестроения.

    Предприятия компании в Тольятти и Ижевске способны суммарно выпускать 650 000 автомобилей в год. Ни одна компания с мировым именем, как Toyota, Volkswagen и Hyundai, в годы работы в России даже близко не имела таких ресурсов и результатов — максимум 250 000 штук.

    По реализации АвтоВАЗ тоже вне конкуренции в российском автопроме. Ни разу за всё время статистических наблюдений, а это 30−35 лет, концерн с берегов Волги не уступил первую строчку в годовом рейтинге продаж. И не видно, кто мог бы подвинуть компанию как минимум в ближайшие десять лет. Гигантские мощности, практичная и доступная в цене техника, ориентированность на массовый сегмент рынка, плюс государственные субсидии — всё это делает АвтоВАЗ недосягаемым даже для высокотехнологичных китайских конкурентов.

    На сегодняшний день в линейке тольяттинского автогиганта представлены пять марок легковых машин:

    • Lada Granta;
    • Lada Vesta;
    • Lada Largus;
    • Lada Niva;
    • Lada Aura.

    Совсем скоро, в середине июля, гамма ведущего российского автоконцерна пополнится новинкой — Lada Iskra, которая ещё в апреле встала на конвейер. Представитель нового семейства займёт нишу между бюджетной «Грантой» и флагманской «Вестой». В 2026 году должна состояться премьера первого кроссовера в истории АвтоВАЗа, а на 2027-й запланирован выпуск дебютного минивэна.

    УАЗ: Автомобили не для всех

    Основанный в 1941 году Ульяновский автозавод за 84 года своего существования прочно обосновался в отечественном автопроме и нашел свою нишу. Вообще надо отметить, что российские производители автомобилей достаточно чётко делят между собой сферы влияния на авторынке. Если АвтоВАЗ выпускает машины массового сегмента, то модельный ряд УАЗа – это утилитарные рамные внедорожники, пикапы, фургоны и туристические микроавтобусы.

    Автомобили УАЗ отличаются практичностью, выносливостью, высокой проходимостью, неприхотливостью в техническом обслуживании и в целом простотой конструкции.

    Никакой тебе навороченной электроники или аэродинамических форм кузова, тем более гибрида под капотом и прочего. Что флагманский «Патриот», что легендарный УАЗ−452 по прозвищу «Буханка», впервые выпущенный в 1964 году (!), — это прежде всего машины для охотников, рыболовов и путешественников по самому экстремальному бездорожью в лесу или по полю.

    Используются УАЗы и на службе в Министерстве внутренних дел (МВД) и других силовых структурах России, почтовых службах и медицинских учреждениях. Так что машина по-своему универсальная. Опять же, надёжность, простота, доступная цена — всё это про УАЗ.

    Знаменитая «Буханка» УАЗ. Фото: нейросеть 

    Единственное, чего не хватает Ульяновскому автозаводу, – это обновления модельного ряда. Последней построенной с нуля моделью УАЗа остаётся «Патриот», дебют которого состоялся в 2005 году. Последние 20 лет завод ограничивается только модификациями и обновлениями актуальных моделей, включая «Буханку».

    Sollers: От Toyota Land Cruiser до клонов JAC

    Автозаводы в Ижевске, Елабуге и Владивостоке, 75% акций УАЗа и ЗМЗ (Заволжский моторный завод) и производственные мощности в 200 000 автомобилей в год. Это Sollers, одна из крупнейших компаний, задействованных в производстве машин в России.

    До обрушения российского авторынка несколько лет назад Sollers собирал на своих заводах такие мировые бестселлеры, как Toyota Land Cruiser Prado, Ford Explorer, Mazda CX−5, и целый ряд моделей SsangYong: Korando, Kyron и Rexton.

    Сейчас «Соллерс» в основном собирает грузовички китайского производства, такие как малотоннажники Argo и Atlant. Легковушек в гамме автопроизводителя всего несколько: пикапы Sollers ST6 и Sollers ST8, которые являются копией китайского JAC. Ещё как главный акционер Ульяновского автозавода, Sollers производит внедорожники УАЗ «Патриот» и УАЗ−469.

    Одним словом, техника Sollers — для узкого круга потребителей: любителей путешествовать по бездорожью и грузоперевозчиков. Тем не менее объём продаж по меркам сегмента рынка солидный: за прошлый год компания продала 50 000 автомобилей.

    Haval: Единственный автозавод в своём роде в России

    Тульская область — важная точка на карте российского автопрома, ибо именно здесь находится единственный завод, построенный на деньги «китайцев» и полностью принадлежащий «китайцам». Да, несмотря на всё засилье брендов и автокомпаний из Поднебесной в отечественной сфере продаж авто, один только «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» имеет полноценное производство в нашей стране. Другие — либо поставляют машины с головных заводов на родине, либо собирают на сторонних площадках в России под другими названиями.

    Площадка Haval площадью 183 158 кв. м была открыта на территории индустриального парка «Узловая» ещё в 2019 году, когда в России работали заводы Mercedes-Benz, Volkswagen, Hyundai, Renault, Ford, и. т. д. 12 месяцев назад предприятие пополнилось подразделением по выпуску двигателей, а в ближайшие годы здесь появится и цех по производству деталей, которые больше не придётся завозить из Китая.

    В 2024 году завод в Тульской области собрал 130 000 автомобилей. Большим объёмом производства легковушек в России в 2024-м отличился только АвтоВАЗ. А среднеразмерный кроссовер Haval Jolion вот уже много месяцев возглавляет рейтинг самых популярных иномарок в стране и стал настоящим бестселлером.

    О плюсах и минусах китайских автомобилей вы можете прочитать в материале «Топ−5 самых продаваемых «китайцев» в России, или в чём популярность и проклятие автомобилей из Китая?».

    «Автотор»: Omoda C5 вместо Cadillac Escalade

    Какие только машины ни выпускал крупнейший в России автозавод после запуска в эксплуатацию в 1996 году — «Автотор» в Калининграде. На предприятии с производственной мощностью 300 000 машин ежегодно собирали десятки моделей BMW, Kia, General Motors. Вот основной список:

    • BMW: 3-й, 5-й и 7-й серии, кроссоверы X1, X3, X4, X5, X6, X7;
    • Kia: Sportage, Ceed, XCeed, K5, Ceed SW, ProCeed, Cerato, Sorento, Mohave, Soul, Seltos, Picanto, Stinger, K900;
    • Hyundai: Santa Fe, Elantra, Sonata, Tucson;
    • General Motors: Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Lacetti, Cadillac SRX, Hummer H2, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, Opel Astra, Opel Insignia, Opel Zafira, Opel Meriva, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, Chevrolet Cruze Station Wagon.

    После ухода «немцев», «корейцев» и «американцев» сотрудники «Автотора» не остались без работы. Сейчас завод выпускает китайские модели Omoda, Jetour, BAIC, Kaiyi, Forthing, SWM и даже несколько автомобилей под собственным брендом, но об этом отдельно.

    Бывшие заводы VW и Peugeot в Калуге: 135 автомобилей на двоих

    Если всё пройдёт по плану, то к концу 2025 года Калужская область вернёт себе статус одного из центров автомобилестроения в России. До середины прошлого года тут простаивали сразу два крупных автозавода, по сути оказавшиеся бесхозными после поспешного ухода европейских автопроизводителей в 2022-м.

    Раньше в Калуге был завод Volkswagen и Peugeot. Фото: нейросеть

    В лучшие годы калужские площадки Volkswagen и Peugeot-Citroen выпускали суммарно под 200 000 легковых машин. Теперь первый автозавод принадлежит компании AGR Automotive Group, другой — «Автомобильным технологиям» (экс-ПСМА Рус). На первом предприятии планируется выпускать китайские Chery Tiggo под другим шильдиком, а второй — теперь завод машин Haval (основная площадка в Туле не справляется с объёмом выпуска) и моделей Peugeot и Citroen из китайских компонентов.

    Заявленная властями Калужской области цель на 2025 год — производство 135 000 единиц на двух автозаводах. Амбициозная цель, учитывая, что даже в успешном для отечественного авторынка 2024-м только АвтоВАЗ превысил эту отметку.

    ГАЗ: Легковые автомобили больше не актуальны

    Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в Нижнем Новгороде – не только одна из крупнейших автокомпаний России, но и старейшая в нашей стране. Вдуматься, первый автомобиль с местного конвейера сошёл 29 января 1932 года, то есть практически век назад. За эти без малого 100 лет ГАЗ выпустил примерно 20 млн автомобилей и около 350 моделей.

    Увы, в 2020 году нижегородский завод полностью прекратил выпуск легковых авто, оставив в линейке только автобусы и грузовики. Причина — слишком низкий спрос на «газовские» легковушки и, как следствие, убыточное производство.

    За 2019-й было продано всего 69 000 машин. Для крупнейшего машиностроительного завода страны это крайне мало. Просто для сравнения, АвтоВАЗ в том же году реализовал 360 000 штук.

    Жаль, потому что история ГАЗа славится легковыми моделями: вспомнить «Волгу», «Победу», «Чайку». Пару лет назад были разговоры о том, что под этими легендарными и названиями будут выпускаться «перелицованные» китайские авто. Дальше разговоров не зашло, и слава богу.

    Автомобильные заводы в России в 2025 году. Полный список

    Итак, какие автопредприятия есть в России? Предлагаем взглянуть на полный список российских автомобильных заводов, специализирующихся на выпуске легковых транспортных средств.

    • Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ);
    • Ижевский автомобильный завод (АвтоВАЗ);
    • Московский автомобильный завод («Москвич»);
    • Ульяновский автомобильный завод (УАЗ);
    • «Соллерс»;
    • «Автотор»;
    • «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус»;
    • «Автомобильный завод «АГР»;
    • «Автозавод Санкт-Петербург» (экс-Hyundai).

    О национальных особенностях автомобилей Московского автозавода, связи между российским брендом Solaris из Санкт-Петербурга и корейским производителем Hyundai, а также о двух исторических новинках АвтоВАЗа читайте в следующей части нашего материала: «Легковые автомобили в России: какие марки, где и как собирают в 2025 году?».

    0
    Поделиться

    Поделитесь своим мнением:

    0/2000