«Вровень или немного выпирает?» Что такое вылет колёсного диска и как измерить расстояние ET?

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
185
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
3 минуты чтения
9
0
249
Комментировать

На какие параметры стоит обратить внимание при покупке колёсных дисков? Ширина обода, посадочный диаметр, крепёжные отверстия, но это не всё. Есть ещё один важный аспект, о котором почему-то зачастую не знают начинающие водители – это вылет колёсного диска. Впервые слышите? Тогда объясняем как, что и куда «вылетает».

Совет: при покупке новых колёсных дисков всегда соблюдайте рекомендации производителя вашего автомобиля и обращайте внимание на показатель ET. А теперь давайте разберёмся, почему этот показатель так важен.

Замена диска. Фото: mb-pro.ru

Что значит вылет диска? 

Вылет колёсного диска или коротко ЕТ – это расстояние между центральной осью обода диска и его креплением к ступице, вращающей колесо. Устанавливается этот геометрический параметр производителем машины на заводе и измеряется в миллиметрах. Чем больше расстояние между креплением и серединой несущей части колеса, тем больше показатель.

Например, на «Ниве» 4×4 вылет диска составляет ЕТ45, где 45 – расстояние от крепления до воображаемой средней линии. На «Лада Веста» этот параметр равен ЕТ50, а на KIA Rio – ET52. На УАЗ−452 «буханке» 1971 года выпуска вылет колёсного диска равен скромным ЕТ11.

При этом не стоит путать вылет диска и выпирающие из-под крыльев колёса. Это противоположные друг другу вещи, и второе как раз свидетельствует о нарушении рекомендаций ЕТ для отдельной взятой модели. На нормальной устойчивой машине колёса находятся либо вровень с аркой, либо чуть-чуть, на 2−3 мм, «утоплены» вовнутрь.

«Вровень или немного выпирает?» На что влияет вылет колёсного диска?

Зачем вообще нужен ЕТ? Начнём с того, что неправильный вылет чреват большим количеством проблем и, в конце концов, поломок.

Во-первых, на неподходящих колесах, и не в последнюю очередь с большим или меньшим ЕТ, машина поедет совсем иначе, чем должна ехать.

Во-вторых, уровень пятна контакта шины с асфальтом окажется неравномерным, балансировка нарушится. Авто будет плохо держать траекторию на прямых дистанциях и хуже слушаться руля в поворотах.

Плюс, при неверном подобранном вылете вы рано или поздно «убьёте» ходовую часть. Нагрузка на ось будет больше расчётной и может превышать 10−15% нормы, а это ускорит процесс износа ступичных подшипников, шарниров подвески, амортизаторов, рычагов и т. д.

В конце концов, использовать нестандартный вылет диска небезопасно.

Колёса в ходе движения автомобиля будут цепляться за арки в случае большого выступа или элементы подвески или даже детали тормозной системы в случае сильного «углубления» под крылья. Да и крепление не всегда бывает надёжным, потому что требуется болты и шпильки другого размера.

Такое колесо может запросто отвалиться.

Так что запомните правило: видите на дороге условную «девятку» с выпирающими из-под арок колёсами и старенькую «Ниву» с колёсами, «утопленными» вглубь крыльев, держитесь от них подальше. Эти машины плохо управляются и не факт, что от них не отлетит колесо или какая-нибудь деталь подвески.

Калькулятор вылета диска

Показатель ЕТ в обязательном порядке указан на ободе диска и привалочной плоскости ступицы с индексом ЕТ или OFFSET в некоторых странах, как в Японии. Понятно, что и там, и там цифра должна совпадать.

Если вдруг диск старый и вам не удаётся прочитать маркировку, то определить вылет можно вручную. Для этого придётся снять колесо, по возможности разбортовать и вооружиться линейкой или рулеткой:

  1. Измерьте расстояние от приложения поверхности диска к ступице до бортика, удерживающего шину.
  2. Запишите измеренное расстояние как «А».
  3. Переверните колесо и снова померяйте расстояние от поверхности до бортика.
  4. Запишите полученное значение как «В».
  5. Используйте формулу (A+B)/2–B, и будет вам значение вылета диска.

Что делать, если вы вдруг купили новые диски и обнаружили, что ЕТ на пару миллиметров меньше или больше положенного? Спокойствие, ничего страшного.

Какой допустимый вылет диска колеса?

Как правило, автопроизводители допускают небольшое отклонение от установленных параметров вылета колёсного диска.

Запас ЕТ в меньшую и большую сторону составляет около 5−7 мм.

Каким бывает вылет диска?

Вылет колёсного диска классифицируется по трём видам: положительный, нулевой и отрицательный. Определяется каждый тип по расположению привалочной плоскости, т. е. поверхности крепления к ступице, относительно центральной оси колеса.

Так, например, положительный вылет (ЕТ) – это когда крепёжная/привалочная плоскость диска находится за средней линией колеса, ближе к ступице. При отрицательном, наоборот, эта поверхность расположена перед центральной осью – ближе к внешней стороне диска. При обозначении такого вылета в индексе добавляют минус: E−25. При нулевом типе, обозначенном ЕТ(0), поверхность монтажа диска точно совпадает с центральной линией колеса.

В чём разница на практике?

Положительный вылет диска больше подходит стандартным дорожным автомобилям, а также гоночной технике в шоссейно-кольцевых гонках, как Формула 1 и дрифт, поскольку обеспечивает большую поперечную устойчивость и управляемость. Отрицательный чаще всего обеспечивает более высокий дорожный просвет и большую колею – например, на внедорожниках и раллийных машинах. Нулевой вылет со сниженной нагрузкой на подвеску встречается в основном на автомобилях с большими колёсами, как, например, бигфуты, монстраки, или широким кузовом, как Hummer H1 и H2 или Toyota Land Cruiser.

Никогда не игнорируйте ЕТ

Вылет колёсного диска – важный и нужный параметр в работе ходовой части машины, который ни в коем случае не нельзя игнорировать. Соблюдение рекомендаций производителя вашего автомобиля к показателю ET сделает ваши поездки и комфортнее, и безопаснее.

9
0
249
5
Рейтинг статьи 5 из 5