Новости и статьи

Утильсбор на автомобили в России в 2025 году: что изменилось с 1 мая?

0
0
Рассказываем, как изменится расчёт утилизационного сбора на машины в России с 1 мая 2025 года, на кого распространяется новая формула и на сколько подорожают транспортные средства.
Содержание статьи
  • Что такое утилизационный сбор?
  • Утилизационный сбор с 1 мая
  • Зачем и кому нужна новая методика расчёта утильсбора?
  • Как будет рассчитываться утильсбор после 1 мая?
  • Нарушил новые правила оплаты утильсбора – что будет?
  • Кому не надо платить пересмотренный утилизационный сбор?
  • Какие машины подорожают сильнее всего и что будет с российским авторынком?
  • 1 мая в России вступают в силу ужесточённые правила расчёта утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, ввезённые из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Эксперты предрекают подорожание транспортных средств на 20−25% в связи с новой методикой начисления таможенного налога, которым по сути и является утилизационный сбор. Всё об этих изменениях и последствиях для отечественного рынка и автолюбителей — в материале «Выберу.ру».

    Растаможка автомобилей. Фото: freepik.com

    Что такое утилизационный сбор?

    Утилизационный сбор — налог, который автопроизводители и импортёры платят в государственную казну за каждый выпущенный с завода или завезённый из-за рубежа автомобиль. Фактически это полная предоплата за списание и пуск под пресс транспортного средства по истечении срока эксплуатации.

    Утилизация автомобиля это сложный и дорогостоящий процесс, в котором задействованы десятки специалистов, несколько разборочных цехов и самое разное оборудование — для выкачивания технических жидкостей, дробилки, пресс, ножницы, шрёдерные установки, и. т. д. Средства от утильсбора направляются на поддержку и развитие этой индустрии.

    Оплачивается утильсбор один раз, если, конечно, только машину не растаможивают туда-сюда. Расходы на уплату утильсбора импортёры и автопроизводители закладывают в стоимость автомобиля. Отсюда и подорожание на 3−5% на фоне новых ставок, которые с 1 октября обновились дважды.

    Ставка утилизационного сбора определяется правительством и устанавливается по двум параметрам: базовый тариф в 20 тысяч рублей + коэффициент, зависящий от литража двигателя и возраста автомобиля. Возможны также корректировки в зависимости от страны-импортёра, если машина завозится из-за границы.

    Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске легкового автомобиля с завода, с 1 января. Таблица

    Объём мотора До 1 литра 1−2 литра 2−3 литра 3−3,5 литра Свыше 3 литров
    Авто менее 3 лет 9,01 33,7 93,77 107,67 137,11
    Авто более 3 лет 23 58,7 141,97 164,84 180,24

    Утилизационный сбор с 1 мая

    Базовые ставки утильсбора с 2025 до 2030 года включительно будут индексироваться каждое 1 января и сейчас изменению не подлежат. Тогда что же за повышение утилизационного сбора 1 мая, спросите вы? 

    Скажем так, это локальная корректировка, которая касается только автомобилей, импортируемых из дружественных нам Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, образующих с Россией так называемый Евразийский экономический союз. Ввоз автомобилей оттуда проще и дешевле, чем из стран Евросоюза, США, Японии, Южной Кореи и Китая. Как раз с простотой и дешевизной и связано изменение системы расчёта платежей. Заметьте, именно системы, а не тарифов.

    Зачем и кому нужна новая методика расчёта утильсбора?

    В прошлом году на отечественный рынок из-за рубежа в Россию завезли 707 тысяч машин из-за границы, около 140 тысяч из них пришлись как раз на Киргизию, Казахстан, Беларусь и Армению. Это, на минуточку, почти 20% от всех импортированных транспортных средств.

    Преимущество? Дешёвая растаможка и, следовательно, выгодная стоимость. Так, например, китайские машины, ввезённые из ЕАЭС, в среднем на 10% дешевле своих официальных аналогов. Возьмём хотя бы китайский бестселлер Haval Jolion, который с предприятия в Туле стоит минимум 2,2 млн рублей, а из Киргизии — около 1,9 млн рублей. 300 тысяч, ощутимая разница. Сказывается почти двукратная разница в НДС и различные льготы в зависимости от категории граждан – вплоть до 50%, как в Беларуси.

    Само собой, такой перекос в стоимости и неравная конкуренция в целом сильно били по автопроизводителям и официальным дилерам и играли на руку «серым» импортёрам. Лучше заморочиться и перегнать машину из соседней страны и сэкономить несколько сотен тысяч или приобрести Hyundai, Ford, Volkswagen, чем «китайца», да?

    Не будем показывать пальцем, но, как говорится, все всё понимают. Учитывая плачевную ситуацию в российском сегменте продаж автомобилей в начале 2025 года – падение рынка почти в полтора раза в годовом выражении и переполненные склады — официальным игрокам рынка выгоднее было «продавить» новую, более сложную схему утильсбора и «прижать» неофициальных поставщиков.

    Volkswagen. Фото: freepik.com

    Как будет рассчитываться утильсбор после 1 мая?

    Схема формирования суммы утилизационного сбора на автомобили из четырёх соседних стран с 1 мая следующая: базовая ставка + 50% от разницы между средней рыночной ценой автомобиля, указанной в перечне Минпромторга РФ, и фактическими затратами продавца, который приобрёл автомобиль для перепродажи в России. На «бумаге» расчёт выглядит сложно, поэтому рассмотрим на примере: 

    1. Везёт перегонщик новенький BMW X3 IV, который купил в Киргизии за 9,5 млн рублей.
    2. Средняя стоимость BMW X3 IV в реестре Минпромторга — 11 млн рублей.
    3. Разница между фактической и средней стоимостью составляет 1,5 млн рублей.
    4. На растаможке взимается базовая ставка для автомобиля с мотором 3,0 возрастом менее трёх лет — 1 875 400 рублей;
    5. Складываем 1 875 400 и 700 000, половину от разницы в стоимости.
    6. Итого утильсбор получается 2 575 400 рублей. 

    Существенный такой прирост утилизационного сбора выходит, ничего не скажешь — 37%.

    В общем, если при стандартном утильсборе учитываются только мощность и возраст автомобиля, то при импорте из стран ЕАЭС в формулу включена ещё и цена. Импортёры, не надейтесь, схитрить с ценником не получится, потому что условия проверки очень и очень жёсткие!

    Нарушил новые правила оплаты утильсбора – что будет?

    Перегонщики и перекупщики автомобилей из стран ЕАЭС с 1 мая обязаны предоставить при растаможке полный набор документов. Среди них — договор купли-продажи, транспортная накладная, паспорт транспортного средства, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и страховка, инвойс-фактура. Все эти документы и чеки нужны для того, чтобы доказать властям факт приобретения транспортного средства за рубежом и продемонстрировать доподлинную стоимость.

    Если пакет бумаг неполный, то ставка утильсбора взлетит до максимальных 60% от стоимости автомобиля. До новой утилизационной реформы машину просто не выпускали с таможенного склада, пока юридическая компания и частный перевозчик не предоставит документы, которых не хватает.

    А если машина раритетная или просто настолько редкая, что её стоимости нет в реестре Минпромторга? Утильсбор автоматически увеличится в три раза!

    Кстати, ещё такой момент. В случае когда авто дороже, чем указано в государственном реестре и разница отрицательная, то утильсбор будет рассчитан стандартно — по базовому тарифу без привязки к цене.

    Раритетный автомобиль. Фото: freepik.com

    Кому не надо платить пересмотренный утилизационный сбор?

    Хорошая новость заключается в том, что на частников, которые ввозят автомобили  для личных нужд из Казахстана, Беларуси, Киргизии и Узбекистана, новая схема расчёта не распространяется и остаётся стандартной. Базовый тариф, как и для коммерсантов, составляет 20 тысяч рублей, но коэффициенты в разы меньше.

    Коэффициенты утильсбора в России при ввозе легкового автомобиля для личного пользования от 1 января. Таблица

    Авто менее 3 лет Объём мотора от 3 литров
    0,17 0,26

    Главное условие пользования этими коэффициентами — рабочий объём мотора не больше 3,0 литра и запрет на перепродажу автомобиля в течение 12 месяцев с оплаты пошлины.

    Какие машины подорожают сильнее всего и что будет с российским авторынком?

    На самом деле драматизировать и нагонять ажиотаж вокруг поднятия цен на автомобили после 1 мая не стоит. Новая схема расчёта утилизационного сбора прежде всего уравняет в цене официальные и «серые» машины, пригнанные из «братских» государств с дешёвой растаможкой. И тут надо понимать следующий момент.

    Цены на растаможку в этих странах отличаются, пусть и ненамного. Сильнее новый утильсбор ударит по потоку авто из Беларуси со своими 50% льготами и Киргизии, некоторые модели из которой стоят на четверть дешевле, чем в России. Казахстан и Армения новая схема затронет в меньшей степени, так действительно дешёвые машины оттуда не везут.

    Естественно, поставки «серых» Haval Jolion или Omoda C5 из ЕАЭС теперь потеряют какой-либо смысл, потому что при одинаковой цене покупатель выберет официального дилера в России с гарантией и послепродажным сервисом. Главное, чтобы официальные дилеры теперь не потеряли тормоза и не взвинтили цены в отсутствие конкурентов, пусть и «серых».

    Премиальные модели Mercedes-Benz, BMW, Audi, Range Rover, Lexus, Lamborghini или тот же китайский Zeekr, которая не поставляются в Россию официально — отдельная тема для разговора. Эксперты говорят, что эти машины взлетят в цене на 25−30%, но тут для начала надо понять, откуда они поставляются. Многие машины Mercedes везут к нам из ОАЭ (Арабских Эмиратов), как и Range Rover. Lamborghini продавцы привозят напрямую из Европы, а Lexus поставляют из Китая и Южной Кореи.

    Так что рано паниковать и бить тревогу, далеко не весь импорт был завязан на Казахстане, Беларуси, Киргизии и Армении. Тревожнее другое — сейчас на фоне всей этой шумихи неофициальные поставщики, как и обычно, постараются воспользоваться ситуацией и поднимут цены на те самые 20−25%, от которых твердят эксперты. Вот этого действительно стоит опасаться…

    0
    Поделиться

    Поделитесь своим мнением:

    0/2000