Утильсбор на автомобили в России в 2025 году: что изменилось с 1 мая?
1 мая в России вступают в силу ужесточённые правила расчёта утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, ввезённые из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Эксперты предрекают подорожание транспортных средств на 20−25% в связи с новой методикой начисления таможенного налога, которым по сути и является утилизационный сбор. Всё об этих изменениях и последствиях для отечественного рынка и автолюбителей — в материале «Выберу.ру».
Что такое утилизационный сбор?
Утилизация автомобиля это сложный и дорогостоящий процесс, в котором задействованы десятки специалистов, несколько разборочных цехов и самое разное оборудование — для выкачивания технических жидкостей, дробилки, пресс, ножницы, шрёдерные установки, и. т. д. Средства от утильсбора направляются на поддержку и развитие этой индустрии.
Оплачивается утильсбор один раз, если, конечно, только машину не растаможивают туда-сюда. Расходы на уплату утильсбора импортёры и автопроизводители закладывают в стоимость автомобиля. Отсюда и подорожание на 3−5% на фоне новых ставок, которые с 1 октября обновились дважды.
Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске легкового автомобиля с завода, с 1 января. Таблица
Объём мотора | До 1 литра | 1−2 литра | 2−3 литра | 3−3,5 литра | Свыше 3 литров |
Авто менее 3 лет | 9,01 | 33,7 | 93,77 | 107,67 | 137,11 |
Авто более 3 лет | 23 | 58,7 | 141,97 | 164,84 | 180,24 |
Утилизационный сбор с 1 мая
Базовые ставки утильсбора с 2025 до 2030 года включительно будут индексироваться каждое 1 января и сейчас изменению не подлежат. Тогда что же за повышение утилизационного сбора 1 мая, спросите вы?
Зачем и кому нужна новая методика расчёта утильсбора?
В прошлом году на отечественный рынок из-за рубежа в Россию завезли 707 тысяч машин из-за границы, около 140 тысяч из них пришлись как раз на Киргизию, Казахстан, Беларусь и Армению. Это, на минуточку, почти 20% от всех импортированных транспортных средств.
Преимущество? Дешёвая растаможка и, следовательно, выгодная стоимость. Так, например, китайские машины, ввезённые из ЕАЭС, в среднем на 10% дешевле своих официальных аналогов. Возьмём хотя бы китайский бестселлер Haval Jolion, который с предприятия в Туле стоит минимум 2,2 млн рублей, а из Киргизии — около 1,9 млн рублей. 300 тысяч, ощутимая разница. Сказывается почти двукратная разница в НДС и различные льготы в зависимости от категории граждан – вплоть до 50%, как в Беларуси.
Само собой, такой перекос в стоимости и неравная конкуренция в целом сильно били по автопроизводителям и официальным дилерам и играли на руку «серым» импортёрам. Лучше заморочиться и перегнать машину из соседней страны и сэкономить несколько сотен тысяч или приобрести Hyundai, Ford, Volkswagen, чем «китайца», да?
Не будем показывать пальцем, но, как говорится, все всё понимают. Учитывая плачевную ситуацию в российском сегменте продаж автомобилей в начале 2025 года – падение рынка почти в полтора раза в годовом выражении и переполненные склады — официальным игрокам рынка выгоднее было «продавить» новую, более сложную схему утильсбора и «прижать» неофициальных поставщиков.
Как будет рассчитываться утильсбор после 1 мая?
Схема формирования суммы утилизационного сбора на автомобили из четырёх соседних стран с 1 мая следующая: базовая ставка + 50% от разницы между средней рыночной ценой автомобиля, указанной в перечне Минпромторга РФ, и фактическими затратами продавца, который приобрёл автомобиль для перепродажи в России. На «бумаге» расчёт выглядит сложно, поэтому рассмотрим на примере:
- Везёт перегонщик новенький BMW X3 IV, который купил в Киргизии за 9,5 млн рублей.
- Средняя стоимость BMW X3 IV в реестре Минпромторга — 11 млн рублей.
- Разница между фактической и средней стоимостью составляет 1,5 млн рублей.
- На растаможке взимается базовая ставка для автомобиля с мотором 3,0 возрастом менее трёх лет — 1 875 400 рублей;
- Складываем 1 875 400 и 700 000, половину от разницы в стоимости.
- Итого утильсбор получается 2 575 400 рублей.
Существенный такой прирост утилизационного сбора выходит, ничего не скажешь — 37%.
В общем, если при стандартном утильсборе учитываются только мощность и возраст автомобиля, то при импорте из стран ЕАЭС в формулу включена ещё и цена. Импортёры, не надейтесь, схитрить с ценником не получится, потому что условия проверки очень и очень жёсткие!
Нарушил новые правила оплаты утильсбора – что будет?
Если пакет бумаг неполный, то ставка утильсбора взлетит до максимальных 60% от стоимости автомобиля. До новой утилизационной реформы машину просто не выпускали с таможенного склада, пока юридическая компания и частный перевозчик не предоставит документы, которых не хватает.
А если машина раритетная или просто настолько редкая, что её стоимости нет в реестре Минпромторга? Утильсбор автоматически увеличится в три раза!
Кстати, ещё такой момент. В случае когда авто дороже, чем указано в государственном реестре и разница отрицательная, то утильсбор будет рассчитан стандартно — по базовому тарифу без привязки к цене.
Кому не надо платить пересмотренный утилизационный сбор?
Коэффициенты утильсбора в России при ввозе легкового автомобиля для личного пользования от 1 января. Таблица
Авто менее 3 лет | Объём мотора от 3 литров |
0,17 | 0,26 |
Главное условие пользования этими коэффициентами — рабочий объём мотора не больше 3,0 литра и запрет на перепродажу автомобиля в течение 12 месяцев с оплаты пошлины.
Какие машины подорожают сильнее всего и что будет с российским авторынком?
На самом деле драматизировать и нагонять ажиотаж вокруг поднятия цен на автомобили после 1 мая не стоит. Новая схема расчёта утилизационного сбора прежде всего уравняет в цене официальные и «серые» машины, пригнанные из «братских» государств с дешёвой растаможкой. И тут надо понимать следующий момент.
Естественно, поставки «серых» Haval Jolion или Omoda C5 из ЕАЭС теперь потеряют какой-либо смысл, потому что при одинаковой цене покупатель выберет официального дилера в России с гарантией и послепродажным сервисом. Главное, чтобы официальные дилеры теперь не потеряли тормоза и не взвинтили цены в отсутствие конкурентов, пусть и «серых».
Премиальные модели Mercedes-Benz, BMW, Audi, Range Rover, Lexus, Lamborghini или тот же китайский Zeekr, которая не поставляются в Россию официально — отдельная тема для разговора. Эксперты говорят, что эти машины взлетят в цене на 25−30%, но тут для начала надо понять, откуда они поставляются. Многие машины Mercedes везут к нам из ОАЭ (Арабских Эмиратов), как и Range Rover. Lamborghini продавцы привозят напрямую из Европы, а Lexus поставляют из Китая и Южной Кореи.
Так что рано паниковать и бить тревогу, далеко не весь импорт был завязан на Казахстане, Беларуси, Киргизии и Армении. Тревожнее другое — сейчас на фоне всей этой шумихи неофициальные поставщики, как и обычно, постараются воспользоваться ситуацией и поднимут цены на те самые 20−25%, от которых твердят эксперты. Вот этого действительно стоит опасаться…