Новости и статьи

Дело не в дефиците: почему дорожает бензин и что будет дальше?

0
0

Ситуация с топливом ухудшается с каждым днём. В одних регионах объявляют о дефиците и закрывают АЗС, в других — цены растут, обгоняя инфляцию. Эксперты говорят: проблема не в нехватке топлива. Почему же тогда приходится импортировать бензин из-за рубежа и что будет дальше?

Когда цены на бензин стабилизируются? Фото: freepik.com

Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба начали проверки. АЗС в регионах получают предупреждения из-за роста цен на топливо. Есть ли надежда, что вмешательство надзорных органов спасёт ситуацию? Для ответа разберёмся, что происходит.

В августе 2025 года первые признаки топливного кризиса проявились в резком росте биржевых котировок на бензин, хотя реального дефицита ещё не было. К сентябрю подорожание затронуло и дизель — несмотря на то, что Россия производит его в два раза больше, чем потребляет. Эксперты ожидали, что осенью ситуация наладится, но не тут-то было. Сейчас аналитики называют такие причины роста цен:

  1. Объективные факторы:
    • Снижение рентабельности нефтепереработки. Из-за высоких налогов и издержек прибыль нефтяных компаний может сократиться вдвое.
    • Ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Внеплановые остановки из-за атак дронов и технических неполадок снижают объёмы производства.
    • Закрытие демпферного механизма. После превышения критического уровня биржевых цен (73 821 рублей за тонну для АИ-92) господдержка перестала компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами.
  2. Спекулятивный фактор: биржевые котировки росли из-за страхов перед дефицитом, несмотря на отсутствие реальной нехватки топлива.

Последствия для рынка:

  1. Рост розничных цен. Бензин с августа подорожал на 8,4%, дизель — на 3% с начала года. 
  2. Закрытие АЗС. В некоторых регионах заправки останавливали работу не из-за дефицита топлива, а из-за убытков при продаже по регулируемым ценам.

«Известия» цитируют доцента Финансового университета при правительстве Валерия Андрианова:

Если крупные компании могут некоторое время позволить себе торговать топливом в убыток, компенсируя потери за счёт иных видов деятельности (а также благодаря торговле сопутствующими товарами и оказанию услуг на АЗС), то малые полностью привязаны к оптовым ценам и не могут «опуститься» ниже их уровня. В итоге они повышают цены на своих заправках быстрее, чем растет инфляция

Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство планирует полностью запретить вывозить бензин до конца года, а также дизель, но только для трейдеров. Также думают откорректировать демпфер — повысить пороговые биржевые цены, чтобы сохранить выплаты нефтяникам. Однако эксперты считают, что меры будут более-менее эффективны лишь по дизельному топливу.

Что касается бензина, то в некоторых регионах его придётся импортировать из-за рубежа. Если ситуация с поставками улучшится, в октябре биржевые цены могут начать снижаться, и стоимость на АЗС перестанет расти.
0
Поделиться

Поделитесь своим мнением:

0/2000