Представьте: вы купили подержанную машину у дилера, а позже узнали, что реальный пробег в два раза больше указанного. Деньги продавец возвращать не хочет. Вы решаете бороться через суд и полагаете, что выиграете. Но всё может оказаться не так, как вы себе представляете. Яркий пример – недавний спор в Волгограде. На его примере разберём, что может произойти в подобной ситуации и какова позиция судов.
Сергей решил купить новую машину. Опасаясь обмана, он не поехал на автобазар, а посетил салон. Там он купил BMW X6 с пробегом 117 000 километров. Продавец гарантировал юридическую чистоту, техническую исправность и даже дал гарантию. Цена показалась привлекательной, и Сергей подписал договор купли-продаж, оплатил покупку.
В чём обманули покупателя?
Практически сразу после покупки Сергей узнал через «Автотеку», что реальный пробег машины почти в два раза больше озвученного: вместо 117 000 км автомобиль уже наездил 250 000 км. Кроме того, продавец скрыл, что авто дважды побывало в аварии, что существенно влияет на техническое состояние транспортного средства. Салон уверял, что машина не битая и никогда не ремонтировалась.
При покупке Сергей обратил внимание на подтекание из шланга в районе двигателя. Но менеджер салона уверил, что этот недостаток легко устранить, если заменить шланг.
Однако впоследствии в автосервисе выяснилось, что замена шланга не решит проблему. Мастера сообщили, что нужно менять детали, которые обычно изнашиваются при пробеге намного больше 117 000 км.
Таким образом, салон, получается, обманул покупателя – продал ему машину, побывавшую не раз в аварии, со скрученным пробегом, да к тому же и со сложными неисправностями.
Сергей решил воспользоваться своими правами по закону «О защите прав потребителей». Для начала он отправил претензию в адрес салона.
В ней покупатель требовал расторгнуть договор и вернуть деньги. Салон ответил отказом. Тогда покупатель подал иск в суд.
Как суд рассматривал дело?
В иске Сергей заявил, что его ввели в заблуждение. Пробег, история ДТП и реальное техническое состояние были важны при выборе машины.
Салон заявил, что получил автомобиль в таком состоянии от предыдущего владельца. Пробег и состояние зафиксированы в актах. О скручивании или авариях продавцу якобы ничего не известно.
Суд первой инстанции поддержал покупателя и указал, что салон должен нести ответственность за продаваемый товар. Продавец мог проверить автомобиль, но этого не сделал.
Апелляция оставила решение без изменений. Кассационный же суд неожиданно встал на сторону салона и направил дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении районный суд поддержал позицию кассации. В решении указано, что скрученный пробег – не причина для признания договора недействительным (решение Дзержинского районного суда Волгограда по делу № 2-477/2025 от 04.03.2025 г.)
Таким образом, суд счёл, что скрученный пробег сам по себе не даёт права требовать возврата денег. Чтобы договор признали недействительным, нужны другие основания, предусмотренные законом.
Когда получится оспорить сделку с обманом?
В подобных случаях покупатели могут оспаривать сделку, доказывая одно из двух:
- они были введены в заблуждение (ст. 178 ГК РФ);
- они совершили её под влиянием обмана или угроз (ст. 179 ГК РФ).
Суд признает, что сторона сделки заблуждалась, если та:
- Допустила явную ошибку — оговорилась, сделала опечатку или что-то подобное.
- Ошиблась в том, что именно является предметом сделки, особенно в его ключевых качествах.
- Не поняла, что за сделка происходит.
- Ошиблась в человеке, с которым заключает сделку (или который связан с ней).
- Неправильно понимала насчёт обстоятельства, о котором она упомянула или которое очевидно для другой стороны при совершении сделки.
Что касается обмана, то по статье же 179 ГК РФ им считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась.
В нашей истории Сергей рассчитывал на то, что скрученный пробег и скрытые дефекты – достаточный повод признать сделку недействительной. Именно так решили и две первоначальные судебные инстанции. Но суд рангом повыше постановил пересмотреть дело по-другому. В итоге спор Сергей проиграл.
Эта история показывает, что покупка автомобиля с пробегом всегда связана с рисками. Многие покупатели стремятся оформить сделку через автосалон, считая, что тот отвечает за недостатки автомобиля. Покупатели рассчитывают, что в случае, если вскроется обман, сделку можно будет оспорить.
Что же делать? – спросите вы. Неужели вообще никак нельзя защититься от обмана? Можно. Покупая подержанную машину, не рассчитывайте на других (салон, клятвы продавца), а берите специалиста, который проведет проверку. Причём и техническую (например, установит, что машину не раз красили или детали свидетельствуют о старости авто), и юридическую (нет ли ареста на машину или спора в суде). Лишний расход в несколько десятков тысяч рублей на оплату услуг таких помощников может сэкономить сотни тысяч рублей, не говоря о нервотрепке.