Вы пришли в автосалон за новой машиной, посмотрели на цены и подумали, что, возможно, лучше посмотреть б/у варианты. Выходите на улицу, листаете объявления… а там сплошь «китайцы», LADA и цены, от которых кружится голова. Так начинается осознание: рынок подержанных автомобилей больше не тот. Что изменилось? Почему цены такие высокие, а хороших вариантов днём с огнём не сыщешь?

Рынок подержанных автомобилей в 2025 году продолжает перестраиваться, и наиболее заметные изменения видны в сегменте машин возрастом до пяти лет. Именно эти авто обычно считаются наиболее «ликвидными» — ещё не успели устареть и сохраняют остаточную стоимость. Но таких машин становится меньше, а предложения на рынке меняются. Об этом рассказал сооснователь и директор агентства «Автостат» Сергей Целиков в своём Telegram-канале.
По его данным, из пяти миллионов подержанных автомобилей, которые сменили владельцев за десять месяцев 2025 года, лишь около 12% — это машины в возрасте до пяти лет. И именно внутри этой категории заметны ключевые тенденции рынка: рост доли китайских моделей и постепенное исчезновение привычных японских и корейских авто.
Целиков приводит распределение долей среди «свежего» секонд-хенда:
- китайские бренды — 23,8%;
- российские — 21,9%;
- японские — 17,5%;
- корейские — 15%;
- немецкие — 14,5%.
Сдвиг очевиден: на первом месте теперь автомобили из Китая, и их доля близка к четверти сегмента. Российские машины немного уступают им. Японские, корейские и немецкие бренды распределили оставшуюся часть рынка.
Топ-10 брендов среди машин до 5 лет
По брендам рейтинги выглядят так:
- LADA — 20,4%.
- Toyota — 8,9%.
- KIA — 8,2%.
- Hyundai — 6%.
- BMW — 5,4%.
- Geely — 4,3%.
- Haval — 4,3%.
- Chery — 4,3%.
- Volkswagen — 3,5%.
- Mercedes-Benz — 3,1%.
Российская LADA остаётся на первом месте, но вот, что важнее: сразу три китайских бренда попадают в десятку — Geely, Haval и Chery. Их доли сравнимы и продолжают расти. В рейтинге моделей картина похожая: вместе с Camry, Rio и Solaris стоят Jolion, Coolray, Monjaro и Tiggo 7 Pro Max. Китайские машины в сегменте до пяти лет укрепляются быстрее всех — и это не случайность, а следствие изменений на рынке новых автомобилей.
По конкретным моделям картина складывается из продаж этой осенью:
- Toyota Camry — 10 960 шт.
- Haval Jolion — 10 131 шт.
- KIA Rio — 9 926 шт.
- Hyundai Solaris — 9 096 шт.
- KIA K5 — 8 982 шт.
- Toyota RAV4 — 7 757 шт.
- Geely Coolray — 7 520 шт.
- Geely Monjaro — 7 208 шт.
- Toyota Corolla — 5 830 шт.
- Chery Tiggo 7 Pro Max — 5 588 шт.
Исходя из своего анализа, Целиков отметил, что китайские машины будут и дальше захватывать авторынок в России благодаря дефициту «корейцев» и «японцев»:
С каждым годом доля китайских моделей в структуре свежего «секонд-хенда» будет увеличиваться. А найти на «вторичке» достойный экземпляр японского, корейского или немецкого происхождения с небольшим пробегом будет все сложнее и сложнее. Такова рыночная реальность
Почему структура рынка меняется
Сдвиг в пользу китайских автомобилей не объясняется только ростом их продаж в последние годы. Своё влияние оказывает и ситуация на рынке новых машин. В конце 2025 года вступают в силу изменения утильсбора. Теперь ставка зависит не только от объёма двигателя, но и от мощности. Льготные тарифы для физлиц фактически отменяются — сохранятся только для автомобилей до 160 л. с.
Это делает импорт новых иномарок дороже, а ежегодная индексация утильсбора до 2030 года увеличивает стоимость новых машин ещё сильнее. В такой ситуации вторичка остаётся единственным реальным способом купить автомобиль. Но, как выяснилось, и здесь всё непросто.
Свежих японских и корейских моделей всё меньше — они физически перестали поступать на рынок после ухода заводов. Европейские машины же недоступны большинству покупателей из-за высокой стоимости. Остаются российские и китайские бренды. Российские — понятны, дешевле, но часто простые. Китайские — новее, технологичнее, но вопросы к качеству и ликвидности остаются.
Рынок подержанных машин смещается в сторону китайских моделей, и остановить этот процесс невозможно. Новые иномарки становятся слишком дорогими, старые — слишком редкими. Выходит, в 2025–2026 году предстоит выбор: либо переплатить за проверенный бренд, либо рискнуть и взять более доступную китайскую модель. И здесь уже важно не то, какая марка стоит на капоте, а какая история у конкретного автомобиля.


