Новости и статьи

Мораторий на повышение цен: станут ли продукты в магазинах дешевле?

0
0

Представьте: вы предприниматель и поставляете в «Пятёрочку» конфеты или картофель. Обычно сам рынок регулирует ценообразование. Увеличились расходы на производство и доставку – вы тоже повышаете цену. Производитель уменьшил цену – вы тоже. Теперь власти хотят запретить менять цены так часто. Как это будет работать и к чему приведёт? Обсудим.

Как было бы хорошо, если бы цены не менялись годами. Фото: freepik.com

Цены на продукты продолжают расти с каждым днём. Власти пытаются остановить или замедлить рост, предлагая разные варианты решения проблемы. Недавно Минсельхоз подготовил поправки в законодательство, которые затронут долгосрочные контракты поставщиков и сетевых магазинов. 

Раньше ведомство предлагало установить ценовые диапазоны. Об этом мы писали в статье «Коммунизм 2.0: цены в магазинах заморозят принудительно?». Но эта идея не осуществилась. Теперь власти предлагают отдать решение проблемы на откуп поставщикам и сетевым магазинам, но при этом установить новое правило: запретить менять цены чаще одного раза в год.

Как будет работать схема

Чаще всего поставщики и торговые сети заключают долгосрочные договоры – не меньше, чем на год. В них они самостоятельно договариваются о стоимости товаров. Правительство не вмешивается в ценообразование, но будут действовать новые правила. К тому же расторгнуть контракт досрочно можно будет лишь через суд.

Предполагается, что доля продаж по долгосрочным контрактам будет расти:

  • в 2026 году она достигнет 80% от общего объёма;
  • в 2027 году показатель увеличится до 85%;
  • к 2028 году доля составит 90%.

Это создаст систему плановых поставок. Производители получат стабильный сбыт. Магазины обеспечат себя товарами по фиксированным ценам.

К чему это может привести

Производители потеряют гибкость. Они не смогут быстро реагировать на изменение себестоимости. Рост цен на сырьё, топливо, электроэнергию сделает производство убыточным. Мелкие производители окажутся в уязвимом положении: они начнут изготавливать товары себе в убыток либо вынуждены будут уйти с рынка. Крупные сети станут диктовать им свои условия.

Поставщики предпочтут закладывать риски в изначальную стоимость. Цена товара при подписании договора будет выше рыночной. Это даст страховку на весь срок действия контракта.

Ассортимент магазинов может стать скуднее. Производители откажутся от сложных и скоропортящихся товаров. Их производство сопряжено с высокими рисками изменения затрат. Компании не станут рисковать с новинками. Сложно предсказать их себестоимость на год вперёд.

Возрастёт количество судебных споров. Поставщики будут пытаться расторгнуть контракты через суд. Они станут ссылаться на форс-мажорные обстоятельства. В итоге цены в магазинах останутся высокими, но ассортимент будет меньше. 

0
Поделиться

Поделитесь своим мнением:

0/2000