Банк неожиданно списал деньги. За подписку, уведомления, автоматическое продление услуг… Теперь это происходит регулярно в самых разных кредитных учреждениях. Законно ли это и что делать, если вы не согласны платить за навязанные услуги?
Теневая сторона банковских услуг: незаметные списания и скрытые комиссии
Российские банки массово подключают клиентам платные услуги без их ведома. Об этом говорят жалобы пользователей. Люди сталкиваются с таинственными списаниями за уведомления или «премиальные» сервисы, о которых не помнят и на которые, как им кажется, они не соглашались. Банки таким образом зарабатывают на невнимательности клиентов, особенно в условиях сокращения кредитования.
Какие услуги банки навязывают чаще всего?
Альфа-банк, Газпромбанк, Ак Барс Банк и другие кредитные организации активно списывают деньги за:
- платные СМС-уведомления (от 99 до 159 рублей в месяц);
- подписки на «премиальные» пакеты (до 3 490 рублей за обслуживание карты);
- автопродление услуг, даже после отказа клиента.
Банк может подключить самые разнообразные платные подписки и услуги. «Известия» цитируют главу проекта «Народного фронта» «За права заёмщиков» Евгению Лазареву:
Многие заёмщики с удивлением узнают о подключенных допуслугах, среди которых, помимо бесполезного антимошеннического страхования, встречаются и СМС-информирование, и особые условия обслуживания, и телемедицина, и даже услуги астролога
Однако Центробанк всегда против любых скрытых комиссий и списаний. Как же тогда происходят такие ситуации? Тут есть несколько вариантов, которые кажутся вполне законными.
- Банки оставляют окошки о согласии на платные услуги в договорах, а клиенты ставят галочки и подписывают бумаги, не читая.
- Клиентам приходят незаметные push-уведомления, которые легко пропустить.
- Условия отключения услуг прячут в сложных разделах мобильного приложения.
Особенно уязвимы пожилые люди, которые не всегда отслеживают операции по карте. Например, у одной пенсионерки из-за скрытых комиссий накопился долг в 8 000 рублей.
Экономист Алексей Кричевский отмечает:
Защита может быть простой: нужно читать договор и не тушеваться, если какие-то его пункты человека не устраивают. Клиент имеет право потребовать их удаления из документа
Что делать, если банк списал деньги без спроса?
Если вы заметили, что банк списал деньги за какую-то неведомую услугу, сначала попытайтесь понять с помощью мобильного приложения или интернет-банка, как само кредитное учреждение оправдало расходы и на что потрачены деньги в истории операций. Что делать, если вы не соглашались на оплаченные услуги?
- Проверить договор — возможно, там есть мелкий шрифт о платных услугах.
- Отключить подписки — иногда для этого нужно зайти в «скрытые» настройки приложения.
- Пожаловаться — в банк, Центробанк, Роспотребнадзор.
- Фиксировать доказательства — скриншоты, записи разговоров, переписку с поддержкой — и обращаться в суд.
- Можно пожаловаться на банк через «Госуслуги» — там есть функция «Сообщить о проблеме».
Если вы смогли доказать, что банк нарушил ваши права, списав деньги, то кредитному учреждению могут выписать штраф. Однако наказание рублём за нарушения (до 300 000 рублей) не останавливают финансовые организации от хитрых схем. Поэтому ваши деньги — только в ваших руках.