Вы собрались в отпуск с семьёй, собрали чемоданы, приехали в аэропорт. Но у стойки регистрации вместо того, чтобы выдать посадочные талоны, вам говорят: «К сожалению, на рейсе нет свободных мест». Так начинается знакомство путешественника с овербукингом — практикой авиакомпаний, которая превращает поездку в стресс-тест, а возврат денег за билет — в тяжбы. В Госдуме предлагают изменить положение дел, чтобы людям не приходилось ходить по судам, добиваясь компенсаций.

Что предлагают
Новые правила компенсации пассажирам за сверхпродажу билетов озвучены в обращении депутата фракции «Новые люди» к министру транспорта Андрею Никитину. Он предлагает:
- выплачивать 100% стоимости билета;
- выплачивать деньги без суда, в кратчайшие сроки.
По мнению авторов инициативы, автоматическая компенсация заставит перевозчиков тщательнее планировать загрузку рейсов, пишет ТАСС со ссылкой на текст письма.
Слово есть, а правил — нет
Овербукинг — продажа большего количества билетов, чем мест в самолёте. Перевозчики рассчитывают, что кто-то не явится на рейс, и хотят максимально заполнить салон. Однако иногда приходят все, и кресел не хватает. Подобная ситуация возникает также при замене самолёта на модель с меньшей вместимостью.
За рубежом такая практика легальна, например в США. В России же юридического статуса у неё нет. За десять лет обсуждений государство и авиакомпании не смогли выработать единый подход, поэтому нет чётких правил и механизмов выплат. Тем не менее пассажиры могут требовать компенсации за нарушение условий договора перевозки.
Почему вопрос до сих пор не решён
Дискуссия вокруг легализации длится уже около десяти лет. В мае 2025 года замминистра транспорта Дмитрий Зверев заявил, что сверхпродажу билетов на загруженных направлениях могут разрешить. В июне 2025 года депутаты внесли законопроект о прямом запрете продавать больше билетов, чем мест, но документ не дошёл до первого чтения.
Что будет, если практика станет легальной
Если опираться на опыт других стран, ситуация развивается так:
- авиакомпания предлагает добровольцам полететь следующим рейсом;
- тем, кто соглашается, предоставляют скидки, бесплатные билеты или проживание в гостинице;
- если добровольцев нет, перевозчик сам переносит часть пассажиров на следующий рейс и выдаёт компенсацию.
Минтранс рассматривает вариант фиксированных выплат — от 25% до 100% стоимости билета, пишут «Известия». Шкала компенсаций может зависеть от часов задержки вылета.
Как снизить риск оказаться в списке лишних
Если инициативу депутатов поддержат на правительственном уровне, то у пассажиров авиакомпаний появится больше гарантий. Но пока защищаться от овербукинга лучше самостоятельно:
- покупать билеты заранее;
- пройти онлайн-регистрацию;
- проходить регистрацию как можно раньше;
- приходить к выходу на посадку одним из первых;
- купить страховку от задержки или отмены рейса.
Но даже при соблюдении всех рекомендаций никто не даёт стопроцентной гарантии, что место сохранится.
Что делать, если вас не пустили на рейс
Подойдите к представителю авиакомпании и подтвердите, что вы не смогли улететь по купленному билету. Дальше возможны два сценария:
1. Перевозчик предлагает новый билет, и условия подходят
Тогда вам предоставляют:
- бесплатное хранение багажа;
- комнату матери и ребёнка (для путешествующих с детьми до семи лет);
- напитки, горячее питание и при необходимости проживание в гостинице — в зависимости от времени ожидания нового рейса. Отсчёт ведут от времени вылета, указанного в билете.
Вы можете:
- оплатить еду, напитки или гостиницу самостоятельно, сохранить чеки и затем потребовать возмещения;
- взыскать штраф за задержку прибытия в пункт назначения по вине авиакомпании, но не более 50% стоимости билета;
- вернуть убытки за пропущенное оплачиваемое мероприятие или день проживания;
- получить компенсацию морального вреда — сумму вы определяете сами.
2. Перевозчик не предложил новый билет или условия не устроили
Тогда вы сами оплачиваете поездку и затем требуете компенсацию расходов. Необходимо:
- написать претензию и подать её в представительство перевозчика в аэропорту отправления или прилёта;
- приложить копии чеков и квитанций;
- дождаться ответа в течение 30 дней;
- если авиакомпания откажет или проигнорирует обращение, можно обратиться в суд и взыскать компенсацию.


