Скоро за сторис с промокодом можно будет получить не лайк, а штраф до полумиллиона. С 1 сентября начнут действовать новые правила: размещать рекламу в Instagram* и других заблокированных соцсетях запретят. Под удар попадают не только блогеры, но и бизнес. Разбираемся, кто рискует, как избежать санкций и можно ли продолжать вести аккаунт без страха.
С 1 сентября реклама в запрещённых соцсетях станет нарушением. Федеральный закон № 72-ФЗ вступает в силу с осени. Он запрещает продвигать товары и услуги в запрещённых и экстремистских соцсетях, доступ к которым ограничили в России.
В каких социальных сетях нельзя размещать рекламу?
В первую очередь это касается Instagram* и Facebook*, которые входят в структуру корпорации Meta — признанной экстремистской. Также под запретом LinkedIn.
Ряд социальных сетей под вопросом, так как их не включили ни в один реестр с запрещённой информации:
- WhatsApp*: пока можно использовать, суд пояснил, что мессенджер не распространяет информацию публично;
- YouTube: пока можно использовать, платформа сама ушла из России;
- TikTok: пока можно использовать, платформа сама ушла из России;
- X.com: пока можно использовать, но доступ в РФ ограничен.
Кого будут штрафовать и за что
Новые поправки изменили закон «О рекламе», однако штрафы не поменяли. Согласно КоАП, за нарушение назначат:
- физлицу (блогер) — до 2 500 рублей;
- должностному лицу (директор компании, у которого есть бизнес-аккаунт) — до 20 000 рублей;
- юрлицу (рекламные агентства)— до 500 000 рублей.
Что считается рекламой?
Закон «О рекламе» даёт чёткое определение:
Реклама — информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Выходит, нарушением будет считаться не только очевидная реклама, но и любые упоминания товара с целью продвижения. Например:
- сторис с призывом «заказывайте по ссылке»;
- пост с промокодом на скидку;
- бартерная интеграция без явной оплаты;
- рилсы с рекомендацией товара и ссылкой на магазин.
Обзоры без ссылок, экспертное мнение или просто информация о наличии товара — уже не реклама. Также не запрещены бизнес-аккаунты. Главное — в постах или видео не должно быть призыва к покупке. При этом не совсем ясно, будет ли считаться рекламой, например, если пользователь сам попросил ссылку в комментариях.
Нужно ли удалять аккаунт в Instagram?
Фактически, вести станицу не запрещено. Запрещена сама социальная сеть и реклама в ней. Поэтому и удалять Instagram-страницу необязательно. Но до 1 сентября нужно удалить весь рекламный контент: особенно то, что было с маркировкой или ссылками. Об этом рассказал замглавы Роскомнадзора Владимир Логунов на ПМЭФ.
Согласно п. 9 приказа ФАС № 821/23, который определят границы рекламы и информационного материала, в профиле можно оставить:
- обзоры и справочную информацию;
- личное мнение о товаре, без призывов;
- отзывы клиентов;
- описание товаров без ссылок и акций.
Но если пост хотя бы намекает на покупку — лучше удалить. Нарушителей будет выявлять Роскомнадзор и ФАС.
Что делать прямо сейчас
- Перепроверьте аккаунты: удалите рекламу, ссылки, призывы.
- Обновите описание профиля — без слов «цены», «услуги», «заказать».
- Переносите рекламу в Telegram, VK, Dzen, Rutube.
- Настройте воронку: рассказывайте в Instagram, продавайте — на других платформах.
*социальные сети принадлежат компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.