На заедании 6 июня ЦБ России снизил ключевую ставку до 20%. Это стало первым сигналом ослабления жёсткой денежно-кредитной политики с начала 2022 года. Продолжится ли тренд, мы узнаем на следующем заседании 25 июля. Однако банки уже дали понять: даже при снижении «ключа» они не будут значительно уменьшать проценты по кредитам. Сейчас есть небольшие снижения на 0,5-3%, но на фоне высоких ставок под 30% это практически не ощущается. Разберёмся, ждать ли дешёвых кредитов и возможно ли ставки, как в Европе.
Почему кредиты не станут доступнее
Перед июльским заседанием ЦБ у экспертов разные прогнозы. Кто-то утверждает, что ЦБ не будет понижать ставку, а кто-то считает, что динамика сохранится и ставку снизят на 1 п. п. Например, такой прогноз представили в Сбербанке и рассказали, что к концу года можно даже ожидать показателя в 17%. Но даже при «ключе» в 19% банки вряд ли сильно снизят ставки по кредитам. Причин несколько: высокая инфляция, риски невозврата, отток капитала и «страх дешёвых денег».
Другие же строят более амбициозные прогнозы. Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что если ничего критичного не произойдёт и тенденции роста цен на нефть, укрепления рубля и снижения инфляции сохранятся — ЦБ может довести ставку к концу года до 13–15%. По его словам, это вполне достижимо.
То, что ещё весной казалось маловероятным, теперь обсуждается как реальный сценарий в Госдуме, пусть и с отсрочкой до конца 2025 года. При этом в Банк России остаются осторожными и говорят: решение зависит от многих факторов, а не только от инфляции. Однако на ближайшем заседании возможно и более серьёзное снижение, чем в прошлый раз.
Возможны ли дешёвые кредиты, как в Европе?
Многие не раз задавались вопросом: сможет ли Россия когда-нибудь вернуться к уровням кредитных ставок, которые были раньше — в районе 10% и ниже? А может быть, даже повторить европейскую практику с отрицательными ставками? Сейчас такие мысли подкрепляют со всех сторон оптимистичными прогнозами.
Представим, что Россия выбралась из экономического болота, инфляция стала ниже 4% и всё в стране хорошо. Теоретически, в таких условиях ЦБ мог бы сильно понизить ключевую ставку. Но до уровня отрицательных значений, как в Европе или Японии, дело вряд ли дойдёт.
После кризиса 2008 года отрицательные ставки стали реальностью в Швеции, Дании, Швейцарии, Японии. Основная цель — подтолкнуть экономику, когда она замерла. Если инфляция около нуля, а люди и бизнес не тратят деньги, ставка обнуляется или становится отрицательной, чтобы их «разбудить».
При отрицательной ставке банк не зарабатывает на кредите, а наоборот, доплачивает вам. При вкладе наоборот, вы платите за хранение денег. Как видно, держать деньги в банке не выгодно, поэтому люди их тратят или инвестируют.
Но экономика — не принтер, штампующий одну и ту же бумагу с инструкцией. То, что работает в Дании или Японии, может разрушить систему в России. Если сделать отрицательную ставку, люди перестанут хранить деньги и начнут их тратить. Бизнес поднимет цены. Предложение не успеет за спросом, и инфляция будет снова расти. Вспомним Аргентину: обнулили ставку — получили 50% инфляции и массовые дефолты.
Даже Япония недавно отказалась от отрицательной ставки — не сработало. Слишком резкие шаги могут привести либо к гиперинфляции, либо к стагнации. Поэтому ЦБ и настаивает на плавном снижении ставки.
Вместо ренессанса — осторожный дрейф
Напомним, что ключевая ставка влияет на всё — от ипотеки до вкладов. Высокая выгодна тем, кто копит. Низкая — тем, кто берёт в долг. Но дешёвые кредиты несут побочный эффект: взлёт цен. По данным «Мир квартир» за первое полугодие стоимость 1 кв. м выросла на 4,3%, а за прошлый год — на 11%. Поэтому доступный кредит — это ещё не доступное жильё.
Если ставку снизят 25 июля, это будет скорее сигналом, как и в прошлый раз, что регулятор постепенно идёт к своей цели и стабилизирует экономику. Но это не поворот к эпохе дешёвых кредитов.