С 2026 года иномарок в такси больше не будет. Таксопарки готовятся массово избавляться от машин, которые ещё недавно брали в лизинг. На вторичном рынке появятся тысячи авто с большими пробегами и низкой ценой. Пока не ясно, кто именно сможет выкупить автомобили, но вероятность, что они окажутся у частных покупателей, очень велика.
Компании сервиса заказа такси уже готовят площадки для распродаж. Причина — новый закон, который вступит в силу с марта 2026 года. Новые правила запрещают перерегистрировать иностранные машины для работы в такси. Без этой процедуры перевозчики не смогут сдавать автомобили в аренду водителям-ИП, а значит — зарабатывать на них.
Под запрет попадают даже автомобили, купленные в лизинг. Большинство таких машин оформили на три–четыре года. Теперь, когда срок договоров подходит к концу, выкупить их у лизинговых компаний можно, но использовать в такси уже нельзя. Это ставит перевозчиков перед выбором: продать или списать. Компании выбрали первый вариант, сообщают «Известия».
Тем временем перевозчики считают, что закон не учёл специфику бизнеса. Машины в такси часто переоформляются на разных водителей, а запрет на перерегистрацию ломает всю схему. Взамен предлагаются «Лады» и «Москвичи», но заменить десятки тысяч машин быстро и без потерь отрасль не сможет.
Что важно знать покупателю?
По оценкам участников рынка, в одной только Москве стоять на парковке будут около 20 000 машин. Это в основном трёхлетние машины, которые таксопарки брали в лизинг с 2022–2023 годов. Срок договоров подходит к концу, но после выкупа их нельзя будет эксплуатировать в такси.
Для вторичного рынка это открывает интересные возможности. Машины из такси обычно сильно теряют в цене: «Автостат» оценивает падение стоимости более чем в два раза. Так, кроссовер Haval Jolion, купленный в 2022 году за 2,2 млн рублей, через три года теряет в цене около 46%. Причина проста — пробеги. Такси накатывают до 100 000 километров в год, и это сказывается на состоянии.
Эксперты также отмечают: китайские автомобили, которые массово закупали таксопарки в последние годы, хуже выдерживают нагрузку. Двигатели и коробки передач пока не дотягивают до уровня корейских моделей, которые служат дольше без капитального ремонта. Поэтому стоит быть готовым к рискам — внешне привлекательная цена может скрывать серьёзные вложения в ремонт.
Как именно будет организована продажа автопарка, пока неизвестно. Но вполне возможно, что к сделке допустят и физических лиц. Если это произойдёт, рынок наводнят дешёвые иномарки с большими пробегами, и тогда у покупателей появится редкий шанс приобрести машину по минимальной цене.