Россия и Старый Свет прямо сейчас восстанавливают торговлю. И связи двух сторон будут только усиливаться. Рассказываем, как это повлияет на нашу жизнь.

В Москву потянулся «караван» европейских посланников. На этой неделе в столицу приехал советник президента Франции Эммануэль Бонн. По его стопам пошёл и глава Федерального департамента иностранных дел Швейцарии Иньяцио Кассис. Он прилетел в Златоглавую 5 февраля.
Руководитель нашего МИД Сергей Лавров заявил, что сейчас действует «подпольная» дипломатия: функционеры из Европы прилетают в Москву инкогнито, а лидеры ЕС звонят президенту России Владимиру Путину с просьбой не афишировать в СМИ сам факт таких звонков. Кстати, уже готовится телефонный разговор президентов России и Франции. В последний раз Путин и Макрон говорили в июле 2025 года.
Глава Словакии Роберт Фицо в конце января заявил, что восстановление экономических связей «старушки Европы» с РФ неминуемо. «Когда закончится военный конфликт, все поломают себе ноги, так будут бежать в Россию делать бизнес». Даже и без мнения лидера крошечной Словакии и визитов дипломатов ЕС ясно, что потенциал торговли РФ и Евросоюза значителен и будет только расти. По результатам девяти месяцев 2025 года взаимная торговля составила почти 44 млрд евро. И это в условиях санкций. Можно вспомнить и недавние слова канцлера ФРГ Фридриха Мерца: он прямо назвал РФ европейской страной. Поэтому ЕС нужно восстаналивать отношения с Россией, считает глава правительства Германии.
А 5 февраля наш «Росатом» совершил очередное вторжение в ЕС: в Венгрии мы начали возведение двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш». Россия выделяет для этого госкредит в 10 млрд евро. Через пять лет 70% своего электричества Венгрия будет получать от российского атома.
Хотя ЕС принял план по полному отказу от российских энергоносителей в 2027 году, полный разрыв в этой сфере маловероятен, считает доктор экономических наук, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. Он обращает внимание, что европейцы продолжают заключать контракты на поставку танкерами по морю нашего сжиженного природного газа.
Такие страны, как Венгрия, Словакия… сохраняют зависимость от российских энергоисточников. Трубопроводный газ идёт к ним через юг, через Чёрное море, по Турецкому потоку. В целом ЕС с удовольствием сохранит зависимость от нашей атомной энергетики, от наших топливных элементов для реакторов, которые мы же там и строим. Потому что у нас эта продукция качественная. Её и американцы продолжают покупать
Рассматривая гипотетическое возвращение европейских компаний, спикер выделяет ключевое препятствие — не разрешение руководства России, а рыночную конкуренцию. Европейцы ушли из РФ в 2022 году. Дело тут не в политике даже. Просто многие ниши будут заняты. Свято место пусто не бывает. Не все смогут вернуться в Россию по чисто экономическим соображениям.

Никаких радикальных изменений не ожидается, так как основные потрясения во внешней торговле для нас в части товаров народного потребления уже позади. А механизмы адаптации, такие как параллельный импорт, давно работают, указывает собеседник. Однако уход от параллельного импорта и налаживание прямых поставок может немного уменьшить логистические затраты и если не снизить цены, то затормозить их рост. Но это не приведёт к трансформации нашего рынка. Революции в магазинах не произойдёт.
Однако с интенсификацией двусторонней торговли рубль будет неминуемо слабеть. Европейский импорт будет расти. Нашим компаниям нужно будет искать евро для оплаты поставок из ЕС. Спрос на валюту вырастет. Это будет давить на курс рубля. Тогда и инфляция в стране будет разгоняться быстрее, и цены на отдых и импортную технику вырастут.


