Онлайн-игра, где дети строят замки, заводят виртуальных питомцев и играют с друзьями, на самом деле может быть не невинной забавой, а ловушкой. Roblox внезапно оказался под прицелом Госдумы. Раньше его критиковали за рекламу, азартные мини-игры и токсичные чаты. Теперь — обвиняют в возможном влиянии на поступки и грозят блокировкой.

Трагедия в Санкт-Петербурге вывела Roblox в центр громкого спора о безопасности детей в сети. Страсти закипели после истории с 13-летней школьницей, которая сначала спланировала преступление в игре, а потом повторила его в реальности. В Госдуме заявили о возможности блокировки платформы в России, но решать будут следователи.
Зампред комитета по информационной политике Олег Матвейчев пояснил изданию «Абзац», что доступ к Roblox закроют только в одном случае — если специалисты докажут прямую связь между игрой и действиями подростка. По его словам, важно понять, была ли у девочки другая причина для жестокого поступка или ключевую роль действительно сыграло виртуальное пространство.
Что не так с Roblox?
Матвейчев подчеркнул, что рост подобных случаев заставляет по-другому смотреть на онлайн-развлечения:
Сама по себе проблема игромании стоит во весь рост, и какие-то ограничительные меры должны вводиться на эти игры <…> Всё больше и больше подобных случаев возникает. И конечно, игры не такие безобидные, они могут быть информационным оружием против самых незащищённых — детей
Скандал подогревает и то, что родители и общественники давно обеспокоены увлечением играми. И Roblox — один из самых обсуждаемых примеров. Здесь переплетаются несколько проблем: токсичные чаты, азартные мини-игры, скрытые локации со взрослым контентом. Платформа стремительно растёт, но не успевает справляться с модерацией. Жалобы пользователей на мошенничество и оскорбления поступают регулярно, о чём говорят и исследования.
Стоит признать, что в этом контексте слова депутатов о возможной блокировке перестают выглядеть предвзятыми. Это часть большого разговора о том, как должна работать цифровая среда, где большинство пользователей — несовершеннолетние.
Roblox оказался в точке, где пересеклись эмоции, страхи и реальные проблемы цифровой среды. Но решения должны основываться не на панике, а на анализе. Следствие покажет, повлияла ли игра на ребёнка и тогда уже станет понятно, какие шансы на блокировку есть у Roblox.


