Новости и статьи

Что такое обучение, учение и научение: определения и разница понятий

1
1
Вы когда-нибудь замечали, как легко запоминаются случайные мелочи — пароль от старого аккаунта или чужая песня из TikTok? А вот правила грамматики или формулы почему-то требуют усилий и времени. Дело не только в сложности материала — просто работают совершенно разные механизмы запоминания и усвоения. Вы можете обучаться, научаться и учиться. На первый взгляд разницы нет, но именно эти нюансы определяют, как устроен процесс получения знаний. Разберёмся, в чём же отличие этих трёх методов и в каких случаях мы их используем.
Содержание статьи
  • Определения научения, обучения и учения
  • Сравниваем понятия и методы
  • Научение и обучение
  • Учение и обучение
  • Научение и учение
  • Примеры в практике
  • Какую роль играет каждый процесс в педагогике
  • Что такое обучение в педагогике? Фото: нейросеть

    Определения научения, обучения и учения

    Научение, обучение и учение — три понятия, которые часто путают, хотя они описывают разные процессы получения знаний.  

    Научение — это когда человек набирается опыта сам, даже не задумываясь об этом.  

    Обучение — процесс, в котором знания передаёт кто-то другой, например учитель. Это совместная работа, где один объясняет, а другой запоминает.  

    Учение — самостоятельная работа человека над новым материалом. Здесь важны желание, усилия и осознанность.  

    Сравниваем понятия и методы

    Несмотря на то, что мы дали вольные определения, разница видна. Однако есть множество нюансов. Поэтому, давайте последовательно разбираться, что это за методы и чем они отличаются друг от друга. 

    Научение и обучение

    Научение и обучение имеют общую цель — приобретение знаний, но методы её достижения различны. Они также могут идти параллельно.

    Научение может быть непреднамеренным и не требует участия преподавателя. Обычно процесс происходит через личный опыт и взаимодействие с окружающим миром. Этот процесс может быть неосознанным и спонтанным. 

    Например, ребёнок может научиться различать цвета или понимать интонации речи, просто наблюдая за взрослыми.

    Обучение же — процесс целенаправленный. Оно предполагает наличие методики, преподавателя и заранее поставленных целей. В этот процесс входят: школьные занятия, курсы или тренинги. 

    В книге Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» подчёркивается, что обучение — это социально организованный процесс, в то время как научение — сугубо индивидуальный.

    Признак

    Научение 

    Обучение

    Осознанность 

    Может быть осознанным или неосознанным процессом

    Осознанный процесс

    Организация 

    Спонтанный

    Планомерный

    Роль преподавателя

    Обязательна 

    Обязательна

    Результат 

    Навыки и факты об окружающем мире 

    Знания, умения, навыки

    Учение и обучение

    Учение — это самостоятельная активность, которая может появиться только из-за нашей мотивации. В отличие от него обучение — процесс, который организует кто-то извне: учитель, наставник или образовательная система. 

    Например, изучение иностранного языка с помощью приложения — это учение, а занятия с преподавателем — обучение.

    В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Мещерякова и В. Зинченко учение описывается как процесс, при котором человек приобретает и закрепляет способы деятельности. Иными словами, это действия самого ученика, направленные на развитие знаний, умений и навыков.

    Обучение же подразумевает активную роль учителя, который не только передаёт знания, но и направляет, поддерживает и проверяет усвоенный материал.

    Эти процессы тесно связаны. При хорошем обучении у человека появится интерес к самостоятельной работе. Осознанное учение, в свою очередь, поможет глубже понять материал и повысить эффективность обучения.

    Научение и учение

    Учение и научение действительно похожи, но главное отличие — в осознанности. Учение — это осмысленный процесс, когда человек ставит перед собой цель освоить новые знания или навыки. Оно требует мотивации, регулярной практики и вовлечённости. Например, когда кто-то самостоятельно изучает программирование или учит иностранный язык.

    Научение, напротив, может происходить неосознанно. Человек приобретает навыки или информацию в ходе повседневного опыта — например, ребёнок запоминает слова, подслушанные в разговоре взрослых, или начинает ориентироваться в городе благодаря поездкам на машине.

    Как отмечается в «Большом психологическом словаре», учение — это процесс приобретения и закрепления способов деятельности. Научение же может быть как результатом целенаправленной работы, так и побочным эффектом взаимодействия с окружающим миром.

    Таким образом, учение включает элементы научения, но всегда связано с нашей инициативой. Благодаря осознанности и целенаправленности это хоть и сложный, но более контролируемый процесс.

    Примеры в практике

    Чтобы лучше понять разницу между научением, обучением и учением, рассмотрим примеры из реальной жизни. В таблице приведены ситуации, которые иллюстрируют каждый из процессов с объяснением причин.

    Вид процесса

    Пример

    Причина 

    Научение 

    Ребёнок повторяет слова, которые слышит от родителей, не осознавая, что учится говорить

    Процесс происходит спонтанно, без внешнего контроля и осознанной цели

    Обучение 

    Урок математики в школе, где учитель объясняет решение уравнений, а ученики выполняют задания по его указаниям

    Процесс организован извне, с активной ролью учителя, который передаёт знания

    Учение 

    Взрослый человек самостоятельно изучает иностранный язык с помощью учебников и приложений

    Процесс инициируется самим человеком, требует мотивации, регулярной практики и познавательной активности

    Какую роль играет каждый процесс в педагогике

    В педагогике научение, обучение и учение переплетаются, создавая систему формирования знаний, умений и навыков. Каждый процесс играет свою роль.

    Их можно использовать по отдельности или в комплексе для изучения нового материала или навыка:

    1. Научение помогает формировать базовые навыки, такие как запоминание или подражание, особенно у детей.
    2. Обучение помогает систематизировать знания и их передачу с помощью преподавателя.
    3. Учение же развивает самостоятельность, формирует навык анализа и поиска информацию. Также помогает применять это на практике.

    Некоторые педагогические подходы объединяют все три процесса. Например, деятельностный подход Л. С. Выготского утверждает, что обучение создаёт зону развития — пространство, где, то, что мы называем научением и учением развиваются одновременно. Этот подход показывает, как взаимодействие ученика с преподавателем и самостоятельная работа дополняют друг друга.

    Понимание этих процессов помогает всей образовательно системе. Например, появляются новые гибкие модели, которые учитывают индивидуальные особенности учеников и создают условия для всестороннего развития как ребёнка, так и взрослого.
    1
    Поделиться

    Поделитесь своим мнением:

    0/2000