Приемка новостройки с экспертом: кто такой приемщик и что он делает?
Как проходит процедура приёмки квартиры
Процедура приёмки выглядит следующим образом:
- После ввода дома в эксплуатацию девелопер информирует дольщиков о начале выдачи ключей. Это делается по электронной почте или иным способом, прописанным в договоре.
- Дольщик записывается на приёмку. Принять жильё нужно в течение одного месяца. Иначе застройщик подпишет передаточный акт в одностороннем порядке.
- В назначенную дату дольщик осматривает помещение. Он может делать это самостоятельно или с профессиональным приёмщиком.
- По результату осмотра подписывается акт приёма-передачи. Если при осмотре были обнаружены недостатки, их перечисляют в документе. Отказаться от оформления акта можно только тогда, когда выявленные недостатки оказались существенными (не позволяющими использовать жильё). Их обнаружение обязательно должно быть подтверждено экспертом.
Зачем нужен приёмщик
Приёмка новостройки с экспертом позволяет выявить недостатки, которые сложно найти самостоятельно. Специалист имеет и другие плюсы:
- Знания. Эксперты имеют опыт и знают, на что нужно обращать особенное внимание при приёмке жилья. Они могут обнаружить даже скрытые дефекты.
- Профессиональное оборудование. У приёмщиков есть оборудование, при помощи которого можно определить точную площадь помещений, отклонения поверхностей, обнаружить точки утечки тепла, наличие влаги.
- Скорость и простота. Специалисты делают основную работу по приёмке за клиентов. На это уходит намного меньше времени, чем при самостоятельном приёме жилья.
Можно ли принять квартиру самостоятельно
Никто не запрещает дольщикам принимать квартиру самостоятельно. Но для этого нужны определённые знания. Осуществлять приёмку самому имеет смысл, если вы:
- имеете техническое образование или опыт работ в строительстве;
- подготовились: посмотрели видео, прочитали рекомендации, приобрели нужные инструменты;
- принимали квартиры ранее.
Во всех остальных случаях лучше доверить процедуру эксперту. За его услуги придётся заплатить 4–6 тыс. рублей. Но если принимать квартиру самостоятельно и упустить дефекты, на их устранение придётся потратить намного больше.
Что смотреть при приёмке
Следует проверить все характеристики недвижимости, сравнить их с теми, что указаны в документах.
Документы для приёмки
Застройщик должен предоставить вам акт ввода объекта в эксплуатацию, передать паспорта и гарантии на счётчики. По результатам осмотра заключается передаточный акт. При обнаружении недостатков в ремонте их нужно занести в документ.
Проверка входной двери
Начните осмотр жилья с входной двери. Что нужно проверить:
- нет ли на полотне царапин, потёртостей, вмятин, следов краски;
- хорошо ли работают замки;
- легко ли открывать и закрывать дверь.
Входную и все остальные двери следует проверить на правильность установки. Если приоткрыть полотно, оно не должно самостоятельно распахиваться или закрываться. Если так происходит, дверь установлена с отклонением от вертикали.
Проверка потолка и стен
Проверка потолка и стен зависит от того, с каким ремонтом сдаётся квартира. Если с черновым, убедитесь:
- что поверхность потолка и стен ровная;
- на ней отсутствуют трещины;
- на стенах, выходящих на улицу, нет признаков влаги.
По установленным нормам на стенах допускаются неровности до 5 мм, от вертикали поверхность может быть отклонена не более чем на 15 мм.
Если сделан предчистовой ремонт, проверьте качество штукатурки: она должна быть ровной, без видимых дефектов.
При чистовой отделке необходимо проверить качество поклейки обоев. Убедитесь, что плитка в ванной комнате и туалете выложена правильно: постучите по ней, чтобы узнать, нет ли внутри пустот. Иногда строители экономят на растворе, нанося его только по углам. В таком случае в скором времени плитка отвалится.
Проверка пола
Если жильё сдаётся со стяжкой, необходимо тщательно проверить её качество. При осмотре готового покрытия обратите внимание на отсутствие дефектов: на поверхности не должно быть трещин и неровностей.
Помните о конструктивных особенностях: вдоль стен и между помещениями могут присутствовать специальные технологические зазоры – деформационные швы. Это необходимые элементы конструкции, которые компенсируют естественное расширение и сжатие материала при колебаниях температуры. Благодаря швам стяжка сохраняет целостность и не деформируется со временем.
Проверка окон и вентиляции
Окна — слабое звено многих новостроек. При приёмке обратите внимание, чтобы:
- на поверхности не было царапин, сколов, трещин, монтажной пены или других строительных материалов;
- механизмы открытия и закрытия работали плавно;
- уплотнители были целыми, не имели разрывов, плотно прилегали к поверхности;
- не было щелей по углам, под подоконником.
Узнать, не дует ли из окон, можно при помощи спичек или зажигалки. Пламя не должно отклоняться, если поднести его к местам стыков.
Проверка электрики
Осмотр электрооборудования требует особого внимания. Начните с электрощита: убедитесь, что он без видимых дефектов, не имеет повреждений, а все автоматические выключатели и измерительные приборы функционируют корректно.
При наличии отделочных работ проверьте корректность установки всех электрических точек. Розетки и выключатели должны быть:
- установлены строго вертикально;
- надёжно закреплены.
В санузле обязательно проверьте наличие специальных влагозащищённых розеток со шторками. Для проверки работоспособности каждой розетки используйте либо специальную отвёртку, либо небольшой бытовой прибор, который можно взять с собой.
Если в квартире установлены электрические патроны, проверьте их работоспособность, вкрутив лампочки. При включении освещение должно гореть стабильно, без мерцания или перебоев.
Проверка водоснабжения и канализации
В ванной комнате проверьте состояние всех труб и герметичность соединений. Трубы должны быть:
- сухими;
- без деформаций и сколов;
- без влажных пятен под ними.
Краны должны открываться с усилием и не расшатываться. Попробуйте открыть и закрыть их несколько раз. Обратите внимание на наличие счётчиков воды и запишите их показания.
Осмотрите радиаторы: они должны быть сухими. Проверьте с помощью уровня, ровно ли они установлены. Радиаторы должны быть надёжно закреплены и не шататься. Если приёмка квартиры проходит в отопительный сезон, батареи в новостройке должны работать. Проверьте, равномерно ли прогреты радиаторы во всех помещениях.
Проверка площади квартиры
Самостоятельно измерьте размеры всех помещений, пересчитайте их площадь. Для этого лучше использовать специальный прибор — лазерный дальномер. Рулетка может дать существенные отклонения. Измерения следует проводить вдоль стен на уровне пола.
Если площадь не совпадает с той, что указана в ДДУ, вы можете получить компенсацию или должны будете сделать доплату.
Проверка состояния подъезда и лифта
Общедомовое имущество, к которому относятся подъезд и лифты, должно быть в хорошем состоянии: чистым, иметь соответствующую отделку, не иметь повреждений. Лифты должны работать плавно.
Проверка электрощита и теплового узла
Электрощиты с электросчётчиками обычно устанавливают в общем холле возле квартир. При приёмке квартиры рекомендуется зафиксировать показания счётчиков, внести их в акт приёма-передачи квартиры. Это позволит избежать возможных ошибок или обмана со стороны управляющей компании.
Проверка подвала и чердака
Этот этап проверки актуален для тех, кто приобрёл квартиру на первом или последнем этаже. Попросите открыть доступ в помещение. Убедитесь, что в нём нет плесени, грибка или протечек.
Где найти специалиста по приёмке и как его выбрать
Эксперты по приёмке квартир в новостройке предлагают услуги напрямую в интернете и через профильные компании. При выборе приёмщика квартиры учитывайте следующие аспекты:
- Вхождение в Национальный реестр специалистов (НРС). Требования к кандидатам в реестр строгие, их стаж должен быть не менее 10 лет.
- Наличие специализированных инструментов. Хороший специалист приходит на объект с полным набором инструментов, а не только с рулеткой и отвёрткой.
- Если вы заказываете услугу у компании, убедитесь, что это член саморегулируемой организации (СРО).
- Отчётность. Узнайте, специалист заполняет дефектную ведомость или предоставляет фотоотчёт с комментариями. Вы можете забыть о дефектах, указанных в ведомости. Поэтому лучше, если они будут указаны на фото.
При обращении за услугами приёмщика обязательно заключайте письменный договор. Но имейте в виду, что в первые 2–3 года после постройки дома возможна его усадка. В этот период могут появиться новые дефекты, что связано не столько с экспертизой приёмщика, сколько с качеством строительства.