При участии в торгах каждый из потенциальных поставщиков должен обеспечить заявку. Обеспечение договора по 44-ФЗ – обязанность только победителя тендера. С помощью этой процедуры заказчик страхует себя от недобросовестности поставщика – суммой обеспечения можно будет покрыть причиненный ущерб.
При участии в торгах каждый из потенциальных поставщиков должен обеспечить заявку. Обеспечение договора по 44-ФЗ – обязанность только победителя тендера. С помощью этой процедуры заказчик страхует себя от недобросовестности поставщика – суммой обеспечения можно будет покрыть причиненный ущерб.
Обеспечение исполнения договора по 44-ФЗ участником закупки регулируется 96 статьёй закона. В большинстве случаев оно обязательно для победителей торгов, иначе, если обеспечения не будет на дату подписания госконтракта, выигравший участник будет считаться уклонившимся от заключения контракта, согласно ч. 5 ст. 96 Федерального закона 44-ФЗ, а ещё внесён в реестр недобросовестных поставщиков.
Обеспечение по 44-ФЗ бывает нескольких видов. Один из них относится к заявке, которую подают поставщики для участия в электронных торгах, еще один касается непосредственно контракта – его победитель заключает с заказчиком.
Предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ тоже бывает двух видов:
Эта сумма не просто аккумулируется на случай, если исполнитель не будет соблюдать условия договора. Из неё же заказчик вправе удерживать штрафы, пени и неустойки.
В крайних случаях обеспечение гарантийных обязательств могут не вернуть – обычно это происходит при неисполнении госконтракта или исполнении его с грубыми нарушениями.
Обеспечение контракта по 44-ФЗ в 2023 году не требуется согласно 1 ч. 96 ст.:
Кроме того, ч. 1 ст. 96 освобождает от гарантийных обязательств в случае, если закупка по контракту осуществляется у СОНО и СМП, но они могут предоставить из реестра минимум 3 контракта за последние 3 года, по которым не было неустоек, а цены прежних контрактов не меньше, чем текущего.
Часть 64.1 ст. 112, которая начала действовать в ноябре прошлого года, позволяет заказчикам до конца 2023 года не требовать обеспечения за исключением случаев, когда предусмотрен аванс, а расчёты в его части не подлежат казначейскому сопровождению.
Ст. 96 44-ФЗ устанавливает следующие требования к обеспечению:
Закон не запрещает менять способ обеспечения в процессе исполнения обязательств, например, заменить денежную сумму гарантией.
Для обеспечения заявки участники торгов могут использовать банковскую гарантию и денежные средства. Обеспечение контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе также возможно двумя вариантами – суммой денег и независимой гарантией, которую обычно выдаёт уполномоченный банк.
Внесение обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ возможно денежной суммой – это более простой способ для исполнителя и заказчика, поскольку в цепочке не участвует банк, выдающий гарантию. Кроме того:
В случае внесения денежных средств сумма перечисляется напрямую заказчику, при этом возможен перевод как собственных, так и заёмных средств.
При использовании такого обеспечения важно соблюдать несколько правил:
В законе предусмотрена возможность выплаты аванса – поставщик может вносить как всю сумму сразу, так и частями: сначала аванс, а потом остаток.
Согласно ч. 3 ст. 96, поставщики могут использовать все способы обеспечения, в том числе выбрать предоставление гарантии. Особенности этого варианта:
Кроме банков, независимую гарантию могут выдать тендерные брокеры – иногда это оказывается дешевле и быстрее.
Процент обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ определяют от НМЦК – начальной (максимальной) цены контракта. Итоговую цену для определения размера обеспечения используют в случае закупок для СМП и СОНКО.
Суммы ОИК устанавливаются в зависимости от выполнения тех или иных условий поставщиком:
Условие | Минимальная/максимальная сумма обеспечения |
НМЦК превышает 50 млн руб. | 10–30% |
Цена контракта равна или меньше 50 млн руб. | 5–30% |
Поставщик – СМП и СОНКО | Зависит от начальной суммы контракта |
При наличии аванса | Не менее размера аванса или превышает его |
Снижение цены контракта минимум на 25% (антидемпинговые меры, при которых запрещён аванс) | Если цена контракта более 15 млн руб. – обеспечение выше в 1,5 раза. Если цена контракта меньше или равна 15 млн руб. – увеличение в 1,5 раза или предоставление справки из реестра контрактов о добросовестности |
При поэтапном исполнении контракта | Уменьшение возможно на размер исполненных обязательств при соблюдении исполнителем норм ч. 7.1 ст. 96 |
Региональные уполномоченные органы вправе рекомендовать госзаказчикам требовать ОИК от победителя торгов, но не могут обязать поставщика исполнять его, если для него законом предусмотрено освобождение.
При расчёте важно учитывать:
Рассчитаем сумму, которая предоставляется победителю торгов, если он относится к субъектам малого предпринимательства:
Рассмотрим похожий пример при использовании антидемпинговых мер:
В некоторых случаях поставщики могут получить готовые расчёты обеспечения от заказчика – информация будет включена в проект контракта.
Схема внесения обеспечения устанавливается не заказчиком – её выбирает исполнитель. Но вариант обеспечения должен быть только один – нельзя перечислить часть суммы, а на остаток предъявить гарантию.
Чтобы внести деньги:
Победителю торгов лучше предоставлять обеспечение самому, а не через третье лицо – это поможет избежать недоразумений в случае проблем с перечислением. Если деньги не поступили, предоставьте заказчику подтверждение.
В случае внесения победителем в качестве обеспечения гарантии:
После поступления денег на счёт заказчика исполнитель предъявляет гарантию или платёжное поручение вместе с подписанным проектом госконтракта.
Возврат ОИК возможен, когда:
Деньги возвращаются поставщику – победителю торгов – на условиях и в срок, указанных в договоре. Так, если обеспечение было в денежной форме, то в течение максимально 30 дней после исполнения контракта сумма должна быть возвращена. В случаях закупок для СМП и СОНКО срок возврата обеспечения сокращён до 15 дней.
В сфере закупок по госконтрактам контроль осуществляют ФАС, муниципальные и региональные органы власти. Но право на проверки имеет только ФАС России, если закупка осуществляется для федеральных нужд, в остальных случаях это прерогатива уполномоченных органов субъектов.
Обеспечение действует на весь срок контракта и ещё на один месяц после его окончания.