Сигналы регулировщика

Екатерина Линник
Екатерина Линник Екатерина Линник
356
Специализация: вклады, кредиты, дебетовые и кредитные карты банков для физлиц и бизнеса, микрозаймы МФО, страхование.
Задать вопрос
6 минут чтения
2
0
239
Комментировать

Пункт 6.10 ПДД объясняет сигналы регулировщика и поведение водителя на дороге при встрече с ним. Также ему обязаны подчиняться пешеходы и те, кто управляет другими видами транспорта, например, велосипедами или электросамокатами. Чаще всего регулировщики расположены там, где затруднено движение, особенно при выключенных светофорах. Но встречаются они на любой дороге и в разное время. Предлагаем подробно разобраться в основных командах, также рассмотрим, какие бывают штрафы за их невыполнение.

Зачем нужен регулировщик

Какую роль играет регулировщик на дороге? С его помощью обеспечивается безопасность движения пешеходов и водителей, в основном на перекрёстках. Чаще всего регулировщики стоят там, где интенсивность движения высока, возникают сложные дорожные ситуации, например, из-за аварии, плохих погодных условий, пробок и др. Действует как светофор, в частности реверсивный, определяя и указывая, кому и куда двигаться.

Регулировщики используют специальные жесты-указатели, чтобы направлять потоки машин и тех, кто переходит дорогу. Как правило, они находятся в униформе, могут использовать жезл или круглый диск со светоотражателями – всё это необходимо, чтобы сделать их заметными в тёмное время суток, туман, дождь или снег (при плохой видимости). Жесты унифицированы для всех регулировщиков, чтобы их было легче понимать водителям.

Подобрать автокредит

Кто может быть регулировщиком?

Регулировать движение имеют право сотрудники полиции, в том числе дорожной, а также другие уполномоченные лица:

  • работники дорожно-эксплуатационных служб;
  • дежурные сотрудники на переездах или паромных переправах;
  • представители народной дружины;
  • инспекторы военной автоинспекции;
  • сотрудники подразделений транспортной безопасности, например, на таможнях.

Важное требование во всех случаях – наличие стандартной форменной одежды, включение особой экипировки и правильных отличительных знаков. Поэтому часто они одеты в жилеты жёлтого или ярко-зелёного цвета.

Жесты регулировщика и их приоритет

Назначение сигналов регулировщика понять просто – они имеют тот же принцип, что и сигналы светофора, бывают запрещающими, разрешающими или предупреждающими, при этом непросты для запоминания. Согласно ПДД, при тех или иных положениях рук и тела водителю разрешено или запрещено ехать в принципе, можно двигаться, но в определённом направлении и др. Кроме пешеходов и легковых авто, жесты регулировщика подаются и общественному транспорту – они показывают направление движения трамваев, троллейбусов, автобусов, маршрутных такси.

Разрешающие

Основной разрешающий сигнал, который позволяет совершать манёвры в любом направлении, – регулировщик стоит к нам левым боком и поднимает левую руку. Если он повёрнут к авто правым или левым боком, выполняют движение направо или прямо при опущенных руках, но ни в коем случае не на грудь или на спину. То есть запрещены движение налево и разворот – так проехать нельзя.

Если регулировщик повёрнут левым или правым боком, трамваи не могут ехать налево, направо и обязаны двигаться исключительно прямо – «из рукава в рукав». Безрельсовый транспорт должен пропустить трамвай по обязательным нормам ПДД.

Подобрать автокредит

Запрещающие

В начале работы на перекрёстке или другом участке дороги регулировщик обычно поднимает руку вверх. Это является сигналом, что всем транспортным средствам и пешеходам нужно остановиться, при этом игнорировать знаки приоритета (например, главной дороги) и светофоры, если они работают. Очерёдность движения с этого момента определяет именно регулировщик.

Поднятая вверх рука может застать автомобиль за стоп-линией – прямо на перекрёстке. В этом случае нужно руководствоваться разделом 6 пункта 6.14 ПДД. В нём говорится, что если водитель не в состоянии остановиться без экстренного торможения, когда регулировщик поднял вверх руку, движение дают продолжить. Это же касается и переходящих дорогу людей – они должны либо остановиться на разделительной линии по центру дороги, либо перейти проезжую часть.

Поднятие руки вверх необходимо для того, чтобы привлечь внимание всех участников движения. В дополнение к этому может использоваться свисток. На этом этапе все должны ждать смены сигнала. К запрещающим, которые аналогичны красному сигналу светофора, относятся:

  • 1. Грудь или спина регулировщика направлены на водителя. При этом обе руки могут быть расставлены в стороны или одновременно опущены вниз по сторонам – это не имеет значения. В любом случае, если в лобовое стекло вы видите грудь или спину, необходимо остановиться – ехать на регулировщика сзади или на лицо нельзя. На этом этапе разрешается ехать только тем потокам, к которым регулировщик находится левым или правым боком, и то только направо или прямо.
  • 2. Вытянутая в вашу сторону рука. Этот жест запрещает любое движение, кроме поворота направо. При этом водитель не обязан двигаться вправо и может стоять дальше, дожидаясь смены сигнала.
  • 3. «Шлагбаум» – регулировщик развёрнут к авто правым боком и вытягивает вперёд правую руку. Он указывает на то, что движение запрещено во всех направлениях.
  • 4. Регулировщик повёрнут к машине левым боком, рука опущена вдоль тела. Это положение не разрешает поворот налево и разворот, но не запрещает двигаться направо и прямо.

Запрещающие движение знаки действуют и для пешеходов – идти на спину и грудь нельзя, а если руки разведены в стороны или опущены, переходить можно только вдоль спины и вдоль груди. Также действует «шлагбаум» – если регулировщик вытягивает руку, пройти можно только за его спиной.

Предупреждающие

Основной звуковой сигнал для привлечения внимания водителей и пешеходов в процессе регулирования подаётся в свисток. Регулировщик может использовать его согласно разделу 6 пункта 6.12 ПДД. Не запрещаются и другие жесты, но только такие, которые будут понятны участникам дорожного движения, например:

  • указание жезлом на конкретный автомобиль;
  • взмахи рукой, чтобы ускорить проезд транспорта.

Важно учесть, что регулировщик может потребовать остановить ТС, как и сотрудник ГИБДД. Например, если разрешено движение прямо и направо, а вы соберётесь ехать направо, он может дополнительными жестами и свистком указать вам на необходимости ехать прямо и остановиться у обочины.

Вращение жезла

Любой водитель может подъехать к регулировщику и увидеть, как тот вращает жезлом, как правило, на вытянутой руке. Из-за незнания этого жеста можно даже создать аварийную ситуацию на дороге и стать причиной ДТП.

Если столкнулись с подобной проблемой, важно знать, что быстрое вращение жезлом, обычно в верхней части тела – сигнал привлечения внимания. Он необходим, чтобы ускорить движение авто или переход пешехода через дорогу. Подавая такой знак, регулировщик требует, чтобы вы быстро проезжали без остановки.

Подобрать автокредит

Сигналы для пешеходов

Правила регулировщика распространяются и на пешеходов как полноправных участников движения. Они также руководствуются положением корпуса и рук и в зависимости от этого определяют возможное направление движения:

  • увидев на перекрёстке регулировщика, обозначьте свой статус – если вы идёте пешком, то вы пешеход, но если движетесь на авто или велосипеде/самокате, то считаетесь водителем;
  • переходить дорогу можно в двух случаях: руки вытянуты в стороны или одна рука вытянута вперёд.

Запрещено движение для пешеходов в таких случаях:

  • рука поднята вверх – для перехода ожидают соответствующего знака;
  • если регулировщик находится к вам спиной или лицом, то за спиной или перед лицом перейти можно (вдоль), в других направлениях – нельзя;
  • он может повернуться к вам боком – пешеходы следуют по дороге, находящейся за спиной, соответственно, другие пройти нельзя.

Как и в случае с автомобилистами, с пешеходами могут применяться дополнительные знаки, не перечисленные в ПДД. Обычно они появляются в арсенале регулировщика, чтобы привлечь внимание. Он буквально может подозвать пешехода рукой, использовать свисток или остановить движение поднятием жезла.

Как выучить сигналы регулировщика

Не все понимают значения жестов – давно получили права, живут в небольшом городе, где редко встретишь регулировщика, поэтому практически не сталкиваются с такими ситуациями. Некоторые в этих случаях полностью забывают даже основные сигналы.

Чтобы изучить принципы подачи жестов регулировщика, можно использовать разные методы:

  • картинки с пояснениями;
  • стихи;
  • тренажёры, которые моделируют ситуации проезда перекрёстков.

Самый популярный стишок с обозначениями, который помогает легко запомнить и хорошо выучить все жесты:

«Если палка смотрит в рот – делай правый поворот. (Разрешено только повернуть направо – аналог дополнительной световой секции со стрелкой на светофоре)

Если палка смотрит влево – проезжай как королева. (В любом направлении)

Если боком к нам встаёт – то направо и вперёд. (Движение прямо и направо)

Грудь, спина, рука направо – ехать не имеешь права». (Нужно стоять и дожидаться смены сигнала)

При получении знаний в автошколе и после этого, чтобы освежить в памяти описание основных распоряжений регулировщика, проще использовать данные приложения-тренажёры – они могут помочь и в сдаче теоретического экзамена:

  • Тест Тренажёр ПДД: Перекрёстки (можно зайти при помощи VPN-сервиса);
  • Проезд перекрёстков. Тренажёр (можно зайти при помощи VPN-сервиса).

При изучении жестов важно помнить, что действия регулировщика могут противоречить и дорожным знакам, и разметке, и сигналам включённого светофора – они отменяют всё. При этом он всегда будет главным. Но это не означает, что можно нарушать остальные правила, например, поворачивать налево с правой полосы.

Подобрать автокредит

Что будет, если не исполнять требования регулировщика

За несоблюдение требований регулировщика на дороге предусмотрены штрафы, которые регулируются ст. 12.12 КоАП РФ:

  1. Если водитель останавливается, но заезжает за стоп-линию при запрете движения, размер штрафа составит 800 руб. Но это не касается ситуаций, когда водители не могут остановиться, не применяя экстренного торможения (как при мигающем жёлтом сигнале светофора), и уже заехали за стоп-линию.
  2. Если при запрещающем жесте регулировщика продолжить движение, не остановившись вообще, сумма штрафа составит 1000 руб.
  3. Если любое из этих нарушений было совершено повторно, сумма штрафа может увеличиться до 5000 руб., в некоторых случаях водителя могут лишить прав на срок до полугода.

Более серьёзные штрафы предусмотрены в случаях, если водители не реагируют на команды, которые может подать регулировщик на железнодорожных переездах. Так, здесь сумма штрафа сразу составит 5000 руб., также возможно лишение прав на срок до полугода, а при повторном нарушении – сразу лишение на год без возможности заплатить штраф. То же происходит и с пешеходами – и для них предусмотрена административная ответственность.