Списание долгов выглядит для многих людей сказкой. Чтобы это произошло, надо быть особенным человеком — например, получить инвалидность на СВО или добиться банкротства на определённых условиях. Однако освободиться от непосильной ноши можно и иначе — не скрываясь от коллекторов.
В первом полугодии 2025 года коллекторы списали россиянам долги на 1,66 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ПКО «Филберт». Это произошло в рамках урегулирования задолженности по 34 100 кредитным договорам с общей суммой долга 4,18 млрд рублей.
Другими словами, должники не бегали от проблем, общались с коллекторами и договорились об условиях, которые устраивают обе стороны. Человек погашает большую часть долга, а остаток прощают. В среднем списывали 39,7% от первоначальной задолженности. Точечно — в зависимости от умения должника договариваться и коллектора. Так, ID Collect прощают от 10% до 70% долга, сообщил гендиректор компании Александр Васильев.
Практика списания долгов коллекторами не нова. Так, в 2024 году они простили россиянам задолженность на 3,63 млрд рублей или 39,6% от урегулированной суммы долга.
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) считают, что в дальнейшем доля списанных долгов будет расти:
Если сейчас не все клиенты соглашаются и знают о подобных условиях — зачастую это лишь 10%, то в будущем эта доля будет расти в арифметической прогрессии одновременно с заинтересованностью россиян работать с проблемной задолженностью
Таким образом, если у вас есть просроченные долги, который банк продал коллекторам, не стоит скрываться и менять номер телефона. Нужно поднять забрало и встретиться с проблемой лицом к лицу — обсудить, как урегулировать ситуацию. В первую очередь, узнайте, сколько коллектор готов списать, если вы погасите долг в ближайшее время. Во вторую очередь, попробуйте уговорить его поднять планку: если предлагает 10%, просите 70% — где-нибудь на 40-50% сойдётесь. В третью очередь, заключите письменный договор, в котором должно быть указано, сколько спишут — не стоит верить на слово никому.