Эксперты финансового портала Выберу.ру простыми словами объяснят, чем отличается 44 ФЗ от 223, регулирующие сферу закупок. Рассмотрят, есть ли сходства этих федеральных законов, какие способы закупок доступны заказчикам, что регулирует каждый закон, проведут сравнение 44 ФЗ и 223 ФЗ.
Принципиальная разница между 44 ФЗ и 223 ФЗ заключается в том, что первый закон устанавливает порядок закупок государственных заказчиков на всех этапах проведения процедуры торгов. Его положения должны неукоснительно выполняться. Нарушение правил госзакупок влечет наложение штрафов, отмену заключенных сделок, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Следование нормам 44‑ФЗ гарантирует, что контракт будет заключен, работы выполнены, оплата произведена.
Закон под номером 223 описывает общие правила проведения закупок, устанавливает требования по разработке заказчиками собственных положений о закупках, в которых включаются способы обеспечения заключения договоров, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый исполнитель перед тем, как принять участие в закупках по 223‑ФЗ, должен изучить положение о закупках заказчика, чей контракт он планирует выполнить.
В отношении заказчиков между 44 ФЗ и 223 ФЗ различия следующие — согласно первому закону, принимать участие в торгах могут государственные органы власти, ПФР, МЧС, ФСС, Роскосмос, Росатом, бюджетные учреждения (федеральные, муниципальные). По 223 список заказчиков включает:
Закон обязывает заказчика устанавливать понятные критерии оценки заявок участников, составлять планы-графики закупок, назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего.
Поставщик — участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт (Федеральный закон 44 ст. 4 часть 1). Оба закона гласят, что поставщиком могут выступать любые физические или юрлица, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иностранцев. По 223 самозанятые имеют преимущества наравне с субъектами МСП — участие в торгах, проводимых только для исполнителей, имеющих данную организационно-правовую форму.
При закупках у компаний, являющихся естественными монополиями, выполнении работ, связанных с мобилизационной подготовкой, для контрактов, не превышающих 600 тысяч рублей (Федеральный закон 44 ст. 93 ч. 4), сделка может заключаться с единственным поставщиком.
Представленная таблица показывает, кто имеет преимущества в процессе закупок, и описывает основные отличия:
44 | 223 |
· организации инвалидов; · учреждения уголовно-исполнительной системы; · поставщики из ЕАЭС; · МСП, СМП, СОНКО. Государственные заказчики ежегодно обязаны из годового объема закупок 15% проводить через СМП и СОНКО. | · СМП; · российские поставщики; · поставщики из ЕАЭС. МСП должно отдаваться 20% от общего объема договоров, запланированного на год. |
Преференции предоставляются при проведении конкурсов, запросе котировок и цен, аукционах.
Согласно Федеральному закону под номером 44, закупки осуществляются у единственного поставщика или следующими конкурентными способами:
По 223 закону варианты проведения тендеров заказчиком самостоятельно вносятся в положение о закупках. Конкурентные торги могут быть проведены в виде конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.
Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ по единым электронным торговым площадкам (ЭТП) заключается в следующем:
Основное требование для участия в торгах по любому из ФЗ — регистрация в Единой информационной системе. Процедура подачи заявки на регистрацию бесплатна для всех. Для регистрации необходимо, чтобы руководитель компании, ИП, самозанятый имел профиль на портале Госуслуг. Аккредитация осуществляется один раз и не имеет срока действия.
Все документы, которые используются при проведении торгов на ЭТП, подписываются электронной подписью. Её наличие гарантирует юридическую силу документов, подтверждает согласие с условиями контракта, обеспечивает безопасность сделок. Когда проводятся закупки 44 ФЗ и 223 ФЗ, разница в электронной подписи отсутствует. Во всех случаях нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).
В редких ситуациях площадки требуют заверять документы подписью, имеющей специальное расширение — OID. Простым языком, OID — это дополнительный идентификатор, который содержит более полные сведения о владельце КЭП и его полномочиях.
Законы регулируют сроки действий заказчиков следующим образом:
При работе с малым и средним бизнесом сроки проведения конкурсов, аукционов, запросов регулируются пунктом 3 статьи 3.4 223‑ФЗ.
Для обеспечения государственных требований по формированию и предоставлению отчетности заказчики обязаны составлять следующие документы:
44 | 223 |
· годовой отчет по закупкам у среднего и малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций; · документацию о приеме произведенных работ, выполненных услугах, поставленных товарах; · подтверждение обоснованности и законности закупок у единственных поставщиков. | · до 10 числа каждого месяца публикуется ежемесячный отчет о стоимости всех заключенных договоров, включая контракты с единственным поставщиком; · годовой отчет по контрактам с МСП; · годовой отчет о договорах, если они относятся к инновационной и высокотехнологичной сфере. |
Рассмотрим законы о закупках 223 и 44, их отличие по финансовому обеспечению проведения сделок:
44 | 223 |
· обеспечение заявки вносится в размере до 5% от цены контракта. Для заказов менее миллиона может не вноситься; · обеспечение исполнения контракта обязательно в конкурсах и аукционах. Размер от 5 до 30% от НМЦК. Представляется в виде банковской гарантии или переводится на счет заказчика. · обеспечение исполнения гарантийных обязательств вносится, если заказчик устанавливает такое требование. | · обеспечение заявки вносится, если цена договора больше пяти миллионов рублей; · обеспечения исполнения контракта регулируется заказчиком. Если обеспечение необходимо, то в тендерную документацию вносится его размер, способ предоставления. |
Законы имеют следующие отличия:
223‑ФЗ предоставляет больше свобод заказчику, а исполнителю важно внимательно изучить его положение о закупках. Тогда не будет лишних проблем.
В зависимости от организационно-правовой формы, заказчики могут работать по Федеральному закону № 44 или 223 либо совмещать оба варианта. На практике, несмотря на то, что 44 закон строже, работать по нему проще. Он всё регламентирует, остается следовать указаниям. Применять 223 закон сложнее: он требует, чтобы ряд вопросов был внесен в положение о закупках самим заказчиком. Здесь исполнителю важно не только знать законодательную базу, но и изучать положения, утвержденные заказчиком.
44‑ФЗ регулирует демпинг следующим образом — если при проведении государственных закупок участник снижает цену более чем на 25%, он обязан предоставить обеспечение контракта, в 1,5 раза превышающее указанное в документах на торги, или подтверждает свою добросовестность аналогичными контрактами, которые он успешно реализовал по заявленным ценам.
Федеральным законом 223‑ФЗ не предусмотрено регулирование демпинга, но заказчик имеет право указать в своем положении о закупках ряд антидемпинговых мер.
Государственные учреждения могут работать по 44 и по 223-ФЗ. Заказчик вправе принять решение о расходовании денежных средств, полученных не из бюджета, и произвести торги по 223‑ФЗ.
Разница между 223 и 44 федеральными законами состоит в том, что по 44‑ФЗ заказчики обязаны обосновать НМЦ, а в 223‑ФЗ они указывают в своем положении о закупках случаи, когда обоснование необходимо. В случае отсутствия у заказчика положения о закупках или если оно не опубликовано своевременно, он должен обосновывать НМЦ согласно требованиям 44‑ФЗ.