Участник ВЭД – это физическое лицо, частная компания, госструктура, которые ведут экономическую деятельность на мировом рынке. Рассказываем, какие возможности для бизнеса открывает ВЭД, кто может ею заниматься и как понять, выгодно ли вам её вести.
ВЭД – это внешнеэкономическая деятельность. Она позволяет расширить товарооборот, выйти на новые рынки сбыта, заключить партнёрство с зарубежными компаниями и привлечь иностранный капитал. Чаще всего такая деятельность касается торговых отношений, но есть и другие варианты ВЭД.
Согласно законам РФ стать участником внешнеэкономической деятельности может любое физическое лицо, компания или ИП. Все они имеют право на ввоз и вывоз товаров. Участники классифицируются в зависимости от деятельности, которую они ведут:
Также участники делятся на индивидуальных и коллективных производителей, резидентов и нерезидентов РФ, НКО и коммерческие организации.
Чтобы заниматься ВЭД, физлицо или юрлицо должно получить статус участника ВЭД и УК ВЭД – учётную карточку.
Статус участника ВЭД оформляется на таможне. Поэтому сначала нужно определиться, через какой пункт вы повезёте товар, и проходить регистрацию именно в этом органе. Для этого:
Для регистрации и получения статуса участника ВЭД соберите пакет документов. Захватите не только копии, но и оригиналы. В таблице указаны документы, которые нужно собрать перед тем, как открыть ВЭД на ООО и ИП.
ИП | Юридическое лицо |
Заявление о регистрации (2 экземпляра) | Заявление о регистрации (2 экземпляра) |
Паспорт и ИНН физлица | Устав и учредительные документы, паспорта директора и главного бухгалтера (заверенные печатью компании) |
Свидетельства о регистрации в качестве ИП | Свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ |
Выписка из ЕГРЮЛ с кодами деятельности | Выписки со счетов, бухгалтерский отчёт за последний год |
Справка об открытии счёта | Справка из Госкомстата, которой не более 6 месяцев |
Контракт с иностранным партнёром, паспорт сделки | Контракт с иностранным партнёром, паспорт сделки |
Договор на аренду склада | Договор на аренду склада |
Когда вы соберёте пакет документов, нужно подать заявление в территориальный таможенный орган, где ваш груз будет проходить контроль. Если с документами всё в порядке, вам выдадут карту УК ВЭД.
Помимо регистрации, участники международных торговых отношений осуществляют учёт ВЭД:
То есть вам придётся разбираться во всех тонкостях таможенного и налогового законодательства, юриспруденции и бухгалтерии и знать языки. Как правило, вопрос решается наймом профессиональных сотрудников и таможенного брокера.
Если вы новичок в ведении ВЭД, то с большой вероятностью при прохождении таможни возникнут трудности. Поэтому растаможивание грузов желательно сначала доверить таможенному брокеру. Он возьмёт на себя ответственность за оформление документов, поможет пройти процедуру быстро и без задержек со стороны ФТС, избежать штрафов и простоев на таможне. Когда вы несколько раз совершите провоз с помощью брокера, сможете самостоятельно ориентироваться в тонкостях процесса.
Чтобы узнать стоимость услуг и понять, насколько вам выгодно участие в международной экономической деятельности, уточните следующие статьи расходов:
Также учтите, что вам понадобятся услуги специалистов: бухгалтеров, переводчиков, менеджеров по поиску клиентов и ведению переговоров, возможно, логистов.
Если подсчёты показали целесообразность идеи и с поиском партнёров проблем не возникнет, можете приступать к заключению контрактов.
Чтобы заключить иностранный контракт, у вас должен быть открыт валютный счёт в банке. Часто он входит в пакет услуг при подключении РКО. Далее нужно оформить и подписать контракт на двух языках – вашем и языке партнёра. Вы прописываете условия сделки, качественные и количественные характеристики товара, особенности и пр.
Если сумма контракта более 6 млн руб. для импорта и 3 млн руб. для экспорта, контракт регистрируют в банке, где находится ваш счёт. Регистрация проходит в течение дня.
Правила и требования к международным сделкам прописаны в Федеральных законах № 164-ФЗ, № 289-ФЗ, налоговом и таможенном законодательствах. Также они регулируются нормативно-правовыми актами, которые действуют в конкретных локациях каждой страны.
Любое государство занимается регулированием и организацией проверок при импорте и экспорте. Льготы, налоги, запреты на определённые категории товаров и прочие меры направлены на интересы самой страны. Они нужны для регуляции экономики, стимулирования отечественных компаний, производства, а также для взаимодействия с другими странами и развития внешнеторговых отношений.
Тарифные – налоги, пошлины, сборы. Эти меры нужны, чтобы ограничить или стимулировать ввоз определённых товаров и сырья. Направлены на пополнение бюджета страны, поддержку отечественных товаров за счёт высоких ввозных и низких вывозных пошлин.
Нетарифные. К ним относятся квоты, лицензии, выдача сертификатов, валютный контроль, соблюдение санитарных норм и пр. Их цель – защита отечественного рынка и отдельных отраслей производства, обеспечение безопасности, защита от эпидемиологических рисков, сохранение культурной среды, действие в интересах граждан, соблюдение международных договорённостей.